эмблема ВГПУ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

   

 

 
     
  НОВОСТИ
  О ФАКУЛЬТЕТЕ
 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

 

НАУКА

  СТУДЕНЧЕСТВО
 

ИНФОРМАЦИЯ

 

[... ИНФОРМАЦИЯ О ФАКУЛЬТЕТЕ...]

 

Европейский сетевой проект ТЕМПУС/ТАЦИС NP 22129

Диссеминация результатов международного сотрудничества в подготовке специалистов по социальной работе

"Диссеминация результатов международного сотрудничества в подготовке специалистов по социальной работе"


Весной 2002 года проект стартовал с участием семи вузов России - Алтайского государственного университета, Астраханского государственного университета, Волгоградского государственного педагогического университета, Саратовского технического университета, Смоленского гуманитарного университета, Ульяновского государственного университета, Уральского государственного университета - и трех европейских вузов - Университетом профессиональной подготовки Арнема и Наймегена (Нидерланды), Высшей профессиональной школой Мюнхенгладбаха (Германия), Питер Саброе Семинаритетом (Дания).

Данному проекту предшествовала история международного сотрудничества Волгоградского государственного педагогического университета, складывающаяся в 1996 - 2000 годах в рамках проекта ТЕМПУС/ТАЦИС JEP 10219 ''Развитие учебного плана и программ по специальности социальная работа, подготовка и переподготовка преподавателей''. В программах обучения и повышения квалификации приняли участие 40 преподавателей и студентов ВГПУ, практические социальные работники Волгограда, которым была предоставлена возможность знакомства с инновационными технологиями подготовки социальных работников в Европе, в частности, в университете профессиональной подготовки Арнема и Наймегена (Нидерланды), техническом университете в Кемнице (Германия), Питер Саброе Семинаритете (Дания). В ходе реализации проекта была создана современная материально-техническая база факультета психологии и социальной работы, подготовлены учебно-методические материалы сопровождения обучения специалистов, разработана система обеспечения качества подготовки специалиста по социальной работе, апробирован инструментарий для мониторинга учебного процесса. В рамках проекта были проведены три Международных симпозиума (Волгоград, 1997, 1998, 1999), где обсуждались вопросы теории и практики подготовки специалистов по социальной работе, опубликованы сборники материалов. Важный этап развития этого проекта был связан с введением в 1998/1999 учебном году нового учебного плана, где был увеличен объем практико-ориентированных занятий, что позволяло сфокусировать внимание на формировании профессиональных умений будущего специалиста. Был разработан и апробирован ''Практикум профессиональной подготовки'', рассчитанный на шесть семестров. При переходе к новым государственным образовательным стандартам в 2000 году, благодаря 2-х летней апробации экспериментального плана, появилась возможность сохранить преемственность программно-методической работы коллектива преподавателей, прежде всего, в части регионального (вузовского) компонента, набора курсов по выбору и новой специализации "Художественно-творческие технологии в социальной работе". Изменения в планах и программах задали поиск релевантных для социального работника форм обучения. За эти годы активно внедряются тренинговые формы работы, реализуются сценарии коллективно распределенной деятельности студентов при планировании и организации социальных акций, обучение строится на опыте проектной и волонтерской практики студентов и др.

Достижения проекта позволили коллективу преподавателей факультета психологии и социальной работы ВГПУ выйти с предложением о распространении своего опыта международного сотрудничества в подготовке социальных работников среди российских вузов.

    Направления диссеминации результатов международного сотрудничества в российских вузах

  1. Развитие учебных планов и программ подготовки специалистов по социальной работе.
  2. Внедрение практико-ориентированных методов обучения студентов - практикумов профессиональной подготовки, методов проектов, волонтерских программ, расширение содержания самостоятельной работы студентов и др.
  3. Применение художественно-творческих технологий в подготовке социальных работников (внедрение инновационных курсов).
  4. Обеспечение качества подготовки специалистов (реализация программ на факультетах, участие членов проекта в работе университетского мониторинга качества подготовки).
  5. Диссеминация опыта проекта на региональном уровне (разработка основных принципов распространения инновационного опыта в регионе, участие в инновационных программах, связанных с внедрением креативных технологий в опыт работы конкретных социальных учреждений, привлечение практических работников к системе обеспечения и оценки качества подготовки специалистов в вузе).

Каждый вуз-участник проекта делегировал трех преподавателей кафедр, непосредственно занимающихся подготовкой специалистов по социальной работе. В проекте была создана структура тематических групп, работа которых определялась задачами развития учебных планов, программ ("Curriculum Development"), внедрением художественно-творческих технологий ("Creative Subjects") и обеспечения качества подготовки специалистов ("Quality Care").

Участие преподавателей университетов в сетевом проекте предполагало развитие и внедрение идей проекта в вузах-партнерах, две зарубежных стажировки и ряд совместных мероприятий в российских университетах.

Диссеминация международного опыта строилась на принципе комплементарности (complementum - с лат. - дополнение), предполагающем одновременную представленность уже сложившегося для российских вузов-участников проекта (отечественного) и субъективно нового (зарубежного) профессионального опыта, интеграции которого призвана была способствовать группа российских экспертов в лице волгоградской проектной группы, состоящей из 10 человек.

В работе проектной группы "Curriculum Development" принимали участие Сергей Думов, канд. пед. наук, доцент кафедры социальной работы, Ирина Жуланова, канд. психол. наук, зав. кафедрой психологии, Виктор Кисляков, ст. преп. кафедры психологии образования и развития, Эльвира Шитова, ст. преподаватель кафедры социальной работы. Экспертами в группе "Creative Subjects" выступили Вера Бондарева, канд. пед. наук, доцент кафедры социальной работы, Наталия Милютина, канд. пед. наук, доцент кафедры социальной работы, Елизавета Ульянова, ассистент кафедры социальной работы. Экспертами группы обеспечения качества подготовки специалистов ("Quality Care") стали Александр Крицкий, канд. психол. наук, зав. кафедрой психологии образования и развития, Ольга Меркулова, канд. пед. наук, доцент кафедры психологии образования и развития.

Руководитель проекта от ВГПУ - Татьяна Андрущенко, канд. психол. наук, проф., декан факультета психологии и социальной работы.

Решение участниками волгоградской группы задачи диссеминации было достигнуто благодаря предшествующему многолетнему международному сотрудничеству с вузами-партнерами Германии, Дании и Нидерландов, а также богатому опыту участия в международных проектах коллег Саратовского государственного технического университета, Уральского университета, уникальной профессиональной практики каждого вуза.

Принятию нового опыта, его успешной апробации в условиях отечественных реалий способствовали такие принципы сотрудничества как совместное проживание и переживание учебно-практического опыта (работа в тематических группах, мастер-классы экспертов и участников группы, совместные конференции и др.); взаимное двух- и многостороннее влияние партнерских отношений (признание ценности уже сложившегося вузовского опыта преподавания, готовность к изменению и др.), обратной связи (рефлексия опыта работы в группах, формат диалога в обсуждении и др.).

Помимо диссеминации идей зарубежного опыта подготовки социальных работников, сетевой проект предоставил возможность всем его участникам познакомиться со сложившимися особенностями преподавания в каждом вузе, апробировать частично в своей вузовской практике.

Участие преподавателей университетов в сетевом проекте помимо развития и внедрения идей проекта предполагало две зарубежных стажировки и ряд совместных мероприятий в российских университетах. Вот некоторая хроника проектных событий.

Хроника Перед ВГПУ август 2002 Волгоград (август, 2002). Установочная конференция. Первое знакомство с опытом подготовки социальных работников в вузах-партнерах. Обсуждение содержания основных направлений работы в проекте (развитие учебного плана и программ, креативные дисциплины в подготовке социального работника, обеспечение качества подготовки социального работника). Знакомство с Волгоградским государственным педагогическим университетом, социальными учреждениями Волгограда. Знакомство со структурой проекта, полномочиями его участников, обсуждение принципов сотрудничества. Планирование зарубежной стажировки.

Арнем и Наймеген, Мюнхенгладбах, Орхус (ноябрь, 2002). Зарубежная стажировка. Знакомство с опытом подготовки социальных работников в университетах Германии, Дании, Нидерландов. Обсуждение роли практической подготовки в системе высшего профессионального образования, художественно-творческих технологий в подготовке социальных работников в европейских странах. Посещение учебных занятий, встречи с преподавателями, методистами, знакомство с опытом работы социальных служб, работа в библиотеках.

Ульяновск (январь, 2003). Научно-практическая конференция. Обсуждение итогов работы проекта первого полугодия. Рефлексия зарубежной стажировки. Обсуждение проектов учебных планов, программ. Знакомство с Ульяновским государственным университетом, социальными учреждениями Ульяновска. Обсуждение возможностей и принципов диссеминации международного опыта подготовки специалистов на региональном уровне. Организация и проведение мастерских.

Волгоград, Смоленск (март, 2003). Рабочие встречи проектных групп. Работа с материалами проекта. Посещение занятий студентов и их обсуждение. Обсуждение заявок на приобретение оборудования и учебной литературы.

Волгоград - Саратов (май, 2003). Совместная конференция двух проектов TEMPUS/TACIS - JEP10808-99 и NP22129-2001. Обсуждение итогов работы сетевого проекта первого года. Представление пилотных проектов диссеминации результатов международного сотрудничества российскими вузами-партнерами. Обсуждение учебных планов и программ зарубежных вузов-партнеров. Работа проектных групп (опыт организации самостоятельной работы студентов, теория и методы социально-культурных проектов и др.). Тренинг профессиональных умений. Организация, проведение мастерских для преподавателей, студентов и практических социальных работников. Знакомство с Саратовским государственным техническим университетом, кафедрой социальной антропологии и социальной работы. Участие в презентации итогов международного проекта СГТУ с университетом Бирмингема (Великобритания). Участие в международной конференции "Профессионализация социальной работы: образование для практики" (Национальные профессиональные стандарты в Великобритании, процесс практического обучения студентов в Великобритании, преподавание социальной работы в Голландии, использование игровых методов в образовании и практике социальной работы, дистанционное обучение и др.).

Астрахань (август, 2003). Рабочие встречи проектных групп. Работа с материалами проекта. Организация, проведение мастерских для преподавателей и практических социальных работников. Планирование зарубежной стажировки.

Арнем и Наймеген, Мюнхенгладбах (ноябрь, 2003). Зарубежная стажировка. Обсуждение опыта подготовки социальных работников в университетах Германии, Нидерландов. Участие в Европейском симпозиуме по социальной работе "Социальный менеджмент и социальная работа" (Системный подход в социальной работе, социальная работа в России и др.). Мастер-классы зарубежных экспертов.

Смоленск (январь, 2004). Научно-практическая конференция. Обсуждение реализации идей сетевого проекта в российских вузах-партнерах. Рефлексия зарубежной стажировки. Знакомство со Смоленским гуманитарным университетом, социальными учреждениями Смоленска. Обсуждение актуальных проблем социальной работы за рубежом (Социальный портрет молодежи в Германии). Работа тематических проектных групп.

Астрахань (апрель, 2004). Рабочие встречи проектных групп. Работа с учебно-методическими материалами проекта. Знакомство с Астраханским государственным университетом. Организация, проведение мастер-классов для преподавателей, студентов и практических социальных работников. Подготовка программы симпозиума. Хроника. Екатеринбург Заключительная встреча

Екатеринбург (сентябрь, 2004). Симпозиум по итогам сетевого проекта "Новые инициативы в образовании и практике социальной работы: диалог российских и европейских университетов". Презентация результатов международного сотрудничества в российских вузах-партнерах. Знакомство с Уральским государственным университетом, кафедрой социальной работы, социальными учреждениями Екатеринбурга.

Развивающие эффекты сетевого проекта для российских вузов-партнеров можно представить в следующих контекстах.

    На уровне кафедры, ведущей подготовку специалистов

  • возможность обмена европейским и российским опытом подготовки специалистов по социальной работе и - как результат - внедрение инновационных методов, технологий подготовки специалиста, становление теоретической, профессионально-личностной, инструментальной компетентности преподавателей кафедры;
  • усиление практико-ориентированной направленности университетского образования в области социальной работы (увеличение доли курсов, требующих учебной рефлексии индивидуального практического опыта студентов, введение супервизорской практики, расширение формата работы со случаем и др.);
  • внимание к организации и содержанию самостоятельной работы студентов (опора на проблемное обучение, требующее самостоятельного поиска решения, внедрение партисипаторных методов работы студентов, создание рабочих материалов, обеспечивающих сопровождение учебного процесса студентов в освоении ими тех или иных курсов и др.);
  • внедрение и развитие новых - художественно-творческих - технологий, имеющий высокий потенциал, как для развития новых областей практики социальной работы, так и для профессиональной подготовки будущих специалистов в этой области.
  • преподаватели кафедр, непосредственно не вовлеченные в проект, имеют возможность повышения квалификации, участвуя во всех его мероприятиях - секционных обсуждениях, мастер-классах, публикациях и др.
  • подготовка пакета учебно-методических материалов для студентов и преподавателей.

  • На уровне факультета и вуза

  • создание рабочих групп, советов по мониторингу качества профессиональной подготовки специалистов, создание инструментария оценки качества, апробация форм проведения мониторинга (письменный опрос, фокус-группа). Привлечение к обеспечению качества всех заинтересованных сторон (для экспертизы различных аспектов образовательного процесса привлекаются студенты, преподаватели, администрация вуза, учебно-вспомогательный персонал, работодатели и работающие специалисты).
  • существенная для развивающейся специальности финансовая поддержка, способствующая укреплению авторитета кафедр и престижа специальности.


  • На уровне региона

  • разработка региональной модели распространения инновационного опыта результатов сетевого проекта;
  • проведение международных (областных, городских, районных) научно-практических конференций, обучающих семинаров, мастер-классов; заключение договоров с социальными учреждениями региона о внедрении художественных технологий в рамках учебных практик студентов, самостоятельных региональных проектов и др.;
  • подготовка информационных материалов о видах и возможностях художественно-творческих технологий в различных видах практики социальной работы.

В качестве итогов необходимо рассматривать не только изменения, внесенные в учебные планы, программы и усиление материально-технической базы кафедр, ведущих подготовку специалистов по социальной работе в вузах-партнерах, но и те уникальные профессиональные связи, сложившиеся за два с половиной года международного сотрудничества между преподавателями российских и зарубежных университетов. Организационный, профессиональный и психологический ресурс международной проектной деятельности можно рассматривать гарантом будущих достижений и успехов российского образования в области социальной работы.

Материал подготовлен
Т.Ю. Андрущенко


 

С вопросами и предложениями, касающимися оформления
и содержания сайта обращайтесь по адресу:psy@vspu.ru
Сайт разработан
Лабораторией коммуникативно ориентированных компьютерных образовательных систем
Copyright © 2004-2005 Дизайн и программирование: М.Ю. Щербинин