эмблема ВГПУ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

   

 

 
     
  НОВОСТИ
  О ФАКУЛЬТЕТЕ
 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

 

НАУКА

  СТУДЕНЧЕСТВО
 

ИНФОРМАЦИЯ

 

[... СОТРУДНИЧЕСТВО...]

 

Диссеминация результатов
 международного сотрудничества в подготовке специалистов по социальной работе Европейский сетевой проект ТЕМПУС/ТАЦИС NP 22129

Интервью с участниками проекта

Мнения И.В.Жулановой, канд. психол. наук, доцента кафедры психологии и Э.П.Шитовой, ст. преподавателя кафедры социальной работы; Н.Р.Милютиной, канд. пед. наук, доцента кафедры социальной работы и Е.В.Ульяновой, ассистента кафедры социальной работы; О.П.Меркуловой, канд. пед. наук, доцента кафедры психологии образования и развития.



Что привлекло ваш вуз к участию в проекте?

Ирина Жуланова и Эльвира Шитова: возможность взаимодействия со специалистами других вузов, обсуждения актуальных профессиональных проблем и признания общественной значимости идей предыдущего проекта, методов обучения, накопленного опыта подготовки специалистов социальной работы.

Наталия Милютина и Елизавета Ульянова: желание найти единомышленников, поделиться своими идеями и развивать направление художественно-творческой специализации в подготовке специалистов по социальной работе в России.

Ольга Меркулова: успешное завершение предыдущего проекта.


Какие события проекта для вас были значимыми и почему?

Ирина Жуланова и Эльвира Шитова: из всех событий хотелось бы выделить первую встречу с российскими коллегами в Волгограде в августе 2002 года. Эта встреча обнаружила уникальность и значимость опыта профессиональной подготовки специалистов в вузах-партнерах и в связи с этим трудность трансляции, внедрения развивающих идей нашего проекта. Вторым важным для нас событием стала встреча в Смоленске в январе 2004 года. Мы испытали чувства удовлетворения и радости, что идеи проекта "прижились", развиваются в вузах-партнерах в соответствии с возможностями их образовательной практики.

Наталия Милютина и Елизавета Ульянова: трудно выделить что-то одно, потому что каждая встреча содержала много нового, интересного и, часто, проблемного. Это позволило нам утвердиться в актуальности специализации "Художественно-творческие технологии в социальной работе", понимании ее значимости для современного специалиста как инструмента взаимодействия с клиентами. Особенно ценными для нас были встречи нашей "креативной группы" в марте 2003 года в Волгограде и в августе 2003 года в г. Астрахани.

Ольга Меркулова: Рабочие встречи, особенно те, которые проходили в других городах, так как это давало возможность полностью включиться в содержание проекта, оторвавших от текущих дел. Не менее важной была и возможность установления новых контактов с вузами-партнерами. Ведь идеи могут распространяться только через их понимание людьми, а для этого очень важно непосредственное общение.


Какие изменения вы можете отметить как результат участия в проекте?

Ирина Жуланова и Эльвира Шитова: если говорить о межвузовском уровне то это - взаимопонимание, общий язык, общие планы, общий продукт, желание продолжать сотрудничество. Говоря об уровне ВГПУ, наверное, надо отметить осмысленность результатов (понимаешь, обучая другого), готовность к дальнейшему развитию идей проекта.

Наталия Милютина и Елизавета Ульянова: сотрудничество с коллегами из вузов-партнеров помогло нам увидеть новые сферы применения художественно-творческих технологий в образовательном процессе при подготовке студентов специальности "Социальная работа". Важным результатом участия в сетевом проекте для нашей группы стало желание продолжать дальнейшее сотрудничество с вузами-партнерами в рамках развития специализации.

Ольга Меркулова: в вузах-партнерах идеи проекта нашли свое приложение в учебном процессе, если говорить о ВГПУ, то участие в проекте требует не останавливаться, стимулирует к дальнейшему развитию идей.


Как вы видите развитие идей проекта? В чем? Где?

Ирина Жуланова и Эльвира Шитова: развитие, укрепление локальной платформы: пришло понимание, что эффективность подготовки будущего специалиста во многом определяется возможностью включения студентов в реальную профессиональную социальную работу в адекватных формах.

Наталия Милютина и Елизавета Ульянова: идеи проекта расставили новые акценты в понимании соотношения теории и практике социальной работы в России, в частности, необходимость внедрения методов и технологий социальной работы, существующих в зарубежной практике, но еще не нашедших широкого применения в отечественном поле социальной работы. Перспективы специализации наша группа связывает с практико-ориентированной направленностью подготовки будущего специалиста, которая, по нашему мнению, является одной из важных условий становления его профессиональной компетентности.

Ольга Меркулова: по направлению обеспечения качества образования сейчас достаточно благоприятная обстановка для развития этих идей. Во время предыдущего проекта в России еще не уделялось столько внимания внутренним системам обеспечения качества, как сейчас. Интеграция в европейское образовательное пространство в настоящее время вышла на новый уровень - ориентиры здесь задает Болонский процесс, в рамках которого отмечается высокая значимость обеспечения качества. Если нынешняя тенденция сохранится, опыт, полученный вузами-партнерами в рамках проекта, скорее всего, будет востребован при становлении внутривузовских систем обеспечения качества. Возможно также приложение идей оценки качества и в практике социальной работы для изучения удовлетворенности клиентов.


Если бы вам представилась возможность повторить опыт участия в 
проекте, что бы вы пожелали своим последователям, на каких приоритетах
вы бы сконцентрировали их усилия?

Ирина Жуланова и Эльвира Шитова: : необходимо развивать командные формы работы, сплоченность, имеем в виду команду ВГПУ; считаем предметом особого внимания критерии отбора участников - вузов-партнеров.

Наталия Милютина и Елизавета Ульянова: Одним из пожеланий могло бы быть тщательный подбор команд участников проекта (их компетентность, психологическая совместимость, толерантность), готовность к адекватной оценке уровня своего вуза среди вузов-партнеров и открытость для поддержки и перемен.

Ольга Меркулова: очень важен этап формирования проектных групп с учетов возможностей внедрения идей проекта по каждому направлению. Наибольшие результаты достигнуты именно теми людьми, для которых участие в проекте не требует выполнения дополнительной работы, а позволяет на новом уровне, с новыми идеями, реализовывать свою основную работу.
На начальном этапе работы в проекте важно уделять больше внимания не столько подготовке к зарубежной стажировке, сколько согласованию понимания целей и ожидаемых результатов проекта, более четкому планированию работы.


Насколько соответствуют результаты участия в проекте вашим ожиданиям?

Ирина Жуланова и Эльвира Шитова:ожидания формировались в процессе работы. Можем констатировать удовлетворенность результатами работы. Испытываем легкую грусть от перспективы расставания. Ждем новых предложений.

Наталия Милютина и Елизавета Ульянова: удовлетворение принесла встреча в Смоленске в январе 2004 года, когда результаты двухлетней работы стали очевидны, открылись новые перспективы.

Ольга Меркулова: вполне соответствуют. Реальные изменения не бывают быстрыми. Но идеи начинают жить "своей жизнью" и все равно, рано или поздно изменения происходят.


 

С вопросами и предложениями, касающимися оформления
и содержания сайта обращайтесь по адресу: pssw.vspu@gmail.com
Сайт разработан
Лабораторией коммуникативно ориентированных компьютерных образовательных систем
Copyright © 2004-2006 Дизайн и программирование: М.Ю. Щербинин
               © 2006-2010 Дизайн и программирование: А.Г. Крицкий
               © 2010         Дизайн и программирование: А. Синютин