эмблема ВГПУ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

   

 

 
     
  НОВОСТИ
  О ФАКУЛЬТЕТЕ
 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

 

НАУКА

  СТУДЕНЧЕСТВО
 

ИНФОРМАЦИЯ

 

[... ИНФОРМАЦИЯ О ФАКУЛЬТЕТЕ...]

 

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Татьяна Юрьевна АНДРУЩЕНКОГлавный учебный корпус ВГПУ, ауд. 2-37
Телефон каф.:(8442) 60-23-06
e-mail:socwork@vspu.ru

Заведующий:
Анатолий Николаевич ВЫРЩИКОВ доктор педагогических наук, профессор
Телефон: (8442) 60-23-06
e-mail:a-virschkov@yandex.ru

***

Кафедра социальной работы основана в 1996 г., в то время как подготовка специалистов по социальной работе началась в университет еще в 1991 г. На базе факультета повышения квалификации были открыты девятимесячные курсы переподготовки специалистов высшего образования по специальности "Социальная работа". В 1993 г. была открыта стационарная форма подготовки специалистов, в 1998 г. - заочная.

Кафедра является выпускающей для специальностей "Социальная работа" и "Связи с общественностью". Специальность "Связи с общественностью" была открыта в университете в 2003 году. Особенности подготовки специалистов определяются государственной федеральной политикой в области высшего образования, приоритетными направлениями, потребностями региона, развитием социальных служб области и города, профилем вуза и факультета.

Большое влияние на становление новой профессии оказали международные связи ВГПУ, прежде всего с Берлинской Евангелической высшей школы социальной работы и социальной педагогики (БЕВШ). В 1991-1994 гг. в рамках Международного проекта "Подготовка социальных работников в Волгоградском государственном педагогическом университете" в ВГПУ работали опытные преподаватели из Берлина, проводившие учебные занятия с первыми студентами и социальными работниками, семинары для преподавателей ВГПУ, руководителей и практических работников социальных учреждений Волгограда. В этот же период были организованы групповые и индивидуальные стажировки в БЕВШ для преподавателей ВГПУ, руководителей и практических работников социальных учреждений Волгограда. Весной 1994 г. была организована летняя практика для студентов БЕВШ в социально-педагогических учреждениях Волгограда. В течение семи месяцев 1994 г. в Центре временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей УВД Волгоградской области проходил стажерскую практику по социальной работе выпускник БЕВШ М. Госсе под руководством преподавателей ВГПУ.

С 1991 г. осуществлялось сотрудничество с Университетом профессиональной подготовки Арнема и Наймегена (Нидерланды), результатом которого явился международный проект Темпус/ТАЦИС JEP 10219 "Развитие учебного плана и программ по социальной работе, обучение и повышение квалификации преподавательского состава" (Россия, Нидерланды, Германия, Дания). Руководителями проекта с 1996 г. являлась зав. кафедрой социальной работы, доцент Бородаева Г.Г., с 1998 г. - декан факультета психологии и социальной работы, профессор кафедры психологии Андрущенко Т.Ю. Главная задача проекта заключалась в разработке и внедрении нового учебного плана по социальной работе, интегрирующего российский и европейский подходы. Проект позволил привлечь к совместной работе специалистов других кафедр факультета (психологии) и других факультетов университета (инженерно-педагогический, педагогики и методики начального обучения). В течение 1996-2000 гг. 40 российских преподавателей, студентов и практических социальных работников города получили возможность пройти длительные или краткосрочные стажировки в странах-участницах проекта. 14 зарубежных специалистов и студентов социальной работы участвовали в работе симпозиумов, конференций, программах обучения и прохождении практик в России. В рамках проекта были проведены три Международных симпозиума (Волгоград, 1997, 1998, 1999), где обсуждались вопросы теории и практики подготовки специалистов по социальной работе. В ходе симпозиумов российские и зарубежные специалисты, студенты проводили творческие мастерские, круглые столы, фестиваль творчества для детей-инвалидов. По результатам работы симпозиумов опубликованы сборники материалов.

Важный этап развития кафедры был связан с введением в 1998/1999 учебном году нового учебного плана, где был увеличен объем практико-ориентированных занятий, что позволяло сфокусировать внимание на формировании профессиональных умений будущего специалиста. Был разработан и апробирован курс ''Практикум профессиональной подготовки'', рассчитанный на шесть семестров. При переходе к новым государственным образовательным стандартам в 2000 году, благодаря 2-х летней апробации экспериментального плана, появилась возможность сохранить преемственность программно-методической работы коллектива преподавателей, прежде всего, в части регионального (вузовского) компонента, набора курсов по выбору и новой специализации "Художественно-творческие технологии в социальной работе". Изменения в планах и программах задали поиск релевантных для социального работника форм обучения. За эти годы активно внедряются тренинговые формы работы, реализуются сценарии коллективно распределенной деятельности студентов при планировании и организации социальных акций, обучение строится на опыте проектной и волонтерской практики студентов и др. Новая специализация связана с такими видами творчества как театральная, музыкальная и изобразительная деятельность, имеющими значительный потенциал профессионально-личностного развития студентов. Реализация профессионально-образовательных задач данной специализации позволяет обеспечить новый, современный уровень социальной работы в таких направлениях как социально-культурная политика, социальная профилактика, социальная коррекция, социальная реабилитация и адаптация, организация досуга клиентов социальной службы.

Долговременное сотрудничество в рамках международных проектов позволило интегрировать российский и европейский подходы в подготовке специалистов социального профиля.

С 1996 г. обязанности зав. кафедрой исполняла БОРОДАЕВА Галина Георгиевна, кандидат педагогических наук, доцент. Работает в ВГПУ с 1976 г. С 1996 по 1998 г.г. - руководитель международного проекта ТЕМПУС от ВГПУ, проходила стажировки по социальной работе в Германии, Дании, Нидерландах. Преподаваемые дисциплины: "Социальная экология", "Занятость населения и ее регулирование", "Методика исследования в социальной работе", "Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы", ряд дисциплин специализации "Социальная работа с молодежью". В настоящее время курирует научно-исследовательскую работу студентов специальности "Социальная работа", руководит магистерскими исследованиями по педагогике. Научные интересы: проблемы социализации личности в современном мире; формирование социокультурной мотивации будущих специалистов социальной сферы; гуманистические основы целостного учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов социальной сферы. Имеет 42 научные работы.

С 1999 г. обязанности зав. кафедрой исполняла СТОЛЯРЧУК Людмила Ивановна, доктор педагогических наук, профессор. Работает в ВГПУ с 1990 г. В 1999 г. имела стажировку по социальной работе в Нидерландах. Преподаваемые дисциплины: "Философия и история образования", "Социальные проблемы полового воспитания молодежи". Научные интересы: проблемы социализации (тема докторской диссертации "Теория и практика воспитания школьников в процессе полоролевой социализации"), является членом диссертационного Совета ВГПУ, членом Ученого Совета Волгоградского института молодежной политики и социальной работы, а также научным консультантом ДЮЦов Центрального и Красноармейского районов, духовно-нравственной школы для девочек "Славянка".

С 2000 г. обязанности зав. кафедрой исполняла ШИТОВА Эльвира Петровна, старший преподаватель. В 1992 г. Шитова Э.П. окончила курсы переподготовки специалистов высшего образования по специальности "Социальная работа", работает в ВГПУ с 1994 года. В 1997-2000 гг. - зам. декана факультета психологии и социальной работы. В 1993-2000 гг. проходила стажировки по социальной работе в Германии, Дании, Нидерландах в рамках трех международных проектов. Член экспертного совета Комитета по делам молодежи Администрации Волгограда по социальным проектам. Преподаваемые дисциплины: "Введение в специальность", "Теория социальной работы", "Технология социальной работы", "Социальное проектирование и прогнозирование", "Социальные инновации". "Гендерология". Научные интересы: практико-ориентированная подготовка специалистов социальной работы, социально-проектная деятельность специалистов социальной работы, тендерные проблемы.

В 2001 году кафедрой стала руководить АНДРУЩЕНКО Т.Ю., канд. психол. наук, профессор кафедры, декан факультета психологии и социальной работы. Принимала участие в развитии международных проектов ТЕМПУС/ТАЦИС JEP 10219 и NP 22129 как их руководитель от ВГПУ, участвовала в подготовке программно-методического пакета материалов по социальной работе, редактор ряда сборников научных публикаций, изданных в рамках международных проектов. Прошла стажировку в Нидерландах. Несколько лет была членом экспертного Совета по социальным программам Администрации Волгограда, круг научных интересов лежит в области практико-ориентированной подготовки специалистов помогающих профессий, теории и практики волонтерских социально-психологических проектов, социально-психологических консультативных технологий, направленных на поддержку и развитие личностных и возрастных ресурсов человека в кризисные периоды его жизни.
Коллектив преподавателей кафедры составляет - 19 человек, из них: докторов наук, профессоров - 3, кандидатов наук, доцентов - 6, старших преподавателей - 6, ассистентов - 4 человека. В штате кафедры трудятся 2 заведующих специализированными кабинетами, 2 лаборанта.

Ведущим специалистом в области подготовки будущих социальных работников не только в ВГПУ, но и в городе по праву можно назвать ВЫРЩИКОВА Анатолия Николаевича, доктора пед. наук, профессора. В ВГПУ работает с 1979 г., в 1985-1989 гг. - проректором по учебной работе. Инициатор открытия в 1991 году курсов переподготовки специалистов высшего образования по специальности "Социальная работа" и в 1993 году вузовской специальности. Стажировался и изучал опыт организации учебно-воспитательной работы, социально-педагогической деятельности в вузах Германии и Франции. Является членом диссертационных советов в Ростовском и Волгоградском педагогических университетах. Преподавал дисциплины: "Технология социальной работы", "Менеджмент социальной работы", в настоящее время руководит выпускными квалифицированными работами, научной работой аспирантов и докторантов. Круг научных интересов связан с разработкой технологий социальной работы, проблемами социального управления, патриотического воспитания молодежи, вопросами укрепления российской государственности. Имеет около 100 научных работ, из них 5 монографий, 6 учебных пособий для студентов, книга для учителя, около 30 научно-методических разработок и рекомендаций по проблемам высшего педагогического образования, воспитания детей и молодежи, социально-педагогической поддержки семьи и детства. Является разработчиком федеральных, областных городских и целевых программ, в том числе государственной концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации (в соавторстве), городской программы формирования гражданского патриотизма. За подготовку ряда учебных пособий для высшей школы стал лауреатом премии города-героя Волгограда в области образования за 1999 г. Является организатором международных, российских, межрегиональных, областных, городских научно-практических конференций по проблемам развития высшего педагогического образования, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи. Имеет государственные награды - медаль "За укрепление боевого содружества" (2003), Орден Дружбы (2004).

У истоков становления специальности "Социальная работа" стоял СЕРИКОВ Владислав Владиславович, член-корр. РАО, доктор пед. наук, профессор. Со дня оснований кафедры социальной работы и по настоящее время Сериков В.В. преподает дисциплины педагогического цикла для студентов специальностей "Социальная работа" и "Педагогика и психология". Прошел стажировки в Нидерландах. Является членом Совета факультета психологии и социальной работы.

Основные курсы общепрофессионального блока дисциплин специальности "Социальная работа" обеспечивает ДУМОВ Сергей Борисович, канд. пед. наук, доцент. Работает в вузе с 1985 года. С 1993 года - участник международного сотрудничества с университетом Мерзебурга (Германия) по проблеме профилактики различных форм девиаций в молодежной среде. 1997-1999 гг. проходил стажировки по социальной работе в Германии и Нидерландах в рамках международного проекта ТЕМПУС. Участвовал в организации Краснооктябрьского центра социальной и психолого-педагогической службы, социальный педагог высшей категории. Преподаваемые дисциплины: "История социальной работы", "Теория социальной работы", "Технология социальной работы", "Социальное право". "Педагогика девиантного поведения". Научные интересы: подготовка студентов к социальной работе с клиентами "группы риска", превентивно-профилактические технологии социальной работы. Руководит исследованиями магистрантов и аспирантов. Имеет более 70 научных и учебно-методических работ.

Большой вклад в развитие курсов, связанных с современными информационными технологиями внесла ДАНИЛЬЧУК Елена Валерьевна, докт. пед. наук, профессор, которая работала на кафедре с 1997 по 2003 год. По ее инициативе был создан кабинет информационных технологий в социальной работе. Принимала участие в международном проекте ТЕМПУС/ТАЦИС JEP 10219, в рамках которого прошла стажировки в Нидерландах и Дании. В 2003 году защитила в диссертационном совете МГОПУ докторскую диссертацию по теме "Методическая система формирования информационной культуры будущего педагога", специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (информатика). Преподаваемые дисциплины: "Информатика", "Информационные технологии в социальной работе", "Коммуникационные технологии", "Социальная информатика", "Формирование информационной культуры личности", "Социальная работа за рубежом". Научные интересы связаны с изучением информационных технологий в сфере образования, преподаванием информатики как кросскультурной метаобразовательной области знания, социальной информатики (проблем и тенденций развития процесса информатизации общества), проблемы информационной экологии (компьютерная преступность, компьютерная игровая наркомания, интернет-зависимости разного рода, информационная безопасность и др.).

Большой вклад в развитие курсов, связанных с современными информационными технологиями внесла ДАНИЛЬЧУК Елена Валерьевна, докт. пед. наук, профессор, которая работала на кафедре с 1997 по 2003 год. По ее инициативе был создан кабинет информационных технологий в социальной работе. Принимала участие в международном проекте ТЕМПУС/ТАЦИС JEP 10219, в рамках которого прошла стажировки в Нидерландах и Дании. В 2003 году защитила в диссертационном совете МГОПУ докторскую диссертацию по теме "Методическая система формирования информационной культуры будущего педагога", специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (информатика). Преподаваемые дисциплины: "Информатика", "Информационные технологии в социальной работе", "Коммуникационные технологии", "Социальная информатика", "Формирование информационной культуры личности", "Социальная работа за рубежом". Научные интересы связаны с изучением информационных технологий в сфере образования, преподаванием информатики как кросскультурной метаобразовательной области знания, социальной информатики (проблем и тенденций развития процесса информатизации общества), проблемы информационной экологии (компьютерная преступность, компьютерная игровая наркомания, интернет-зависимости разного рода, информационная безопасность и др.).

БЛИНОВ Андрей Федорович, ст. преподаватель, работает на кафедре с ее основания, в ВГПУ - с 1985 года. В1997-1998 гг. проходил стажировки по социальной работе в Дании и Нидерландах в рамках международного проекта ТЕМПУС JEP 10219. Преподаваемые дисциплины: "Профессионально-этические основы социальной работы", "Социальная геронтология", "Семьеведение", ряд дисциплин специализации "Социальная работа с молодежью". Научные интересы связаны с изучением развивающих ресурсов организации самостоятельной работы студентов, самообразования будущих социальных работников, использованием личностно-ориентированных педагогических технологий в профессиональной подготовке социальных работников.

С 2001 года на кафедре работает КАЛАЧЕВ Антон Витальевич выпускник исторического факультета Волгоградского государственного педагогического университета, канд. пед. наук, доцент кафедры. Преподает дисциплины: "Теория социальной работы", "Социальная политика", "История социальной работы", "История образования и педагогической мысли", "Педагогика. Зарубежный педагогический опыт", "Теория обучения", "Практикумы профессионального обучения", "Технология благотворительной деятельности", "Управление образовательными системами". Круг научных интересов лежит в области технологии организации благотворительной деятельности в современной России, история социальной работы; история образования и педагогической мысли. Автор более 40 научных публикаций.

Старший преподаватель НОСЮР Виктория Викторовна на кафедре работает с 1999 года, в 2000-2003 гг., обучалась в аспирантуре (научный руководитель - докт. пед. наук, профессор А.Н. Вырщиков). Проходила стажировки в Германии (Хемниц, 1998; Кельн, 1999, 2000; Мерзебург2002, 2003). Научные интересы: профессиональная адаптация специалистов социальной работы; гендерные проблемы; социальная работа с пожилыми людьми.

Развитие новой специализации "Художественно-творческие технологии в социальной работе" связано с участием в международном проекте доцентов кафедры - канд. пед. наук МИЛЮТИНОЙ Натальи Рэмовны и канд. пед. наук БОНДАРЕВОЙ Веры Владимировны, которые в 1998-2000 гг. прошли стажировки по данной специализации в Дании и Нидерландах. Их усилиями создавался программно-методический пакет документов специализации, специализированный кабинет "Центр художественно-творческих технологий в социальной работе", который стал учебной базой в подготовке специалистов этого профиля.

В настоящее время курсы специализации, ориентированные на такие художественно-творческие технологии как музыка, драма, ритмическое движение ведет вместе с Н.Р.МИЛЮТИНОЙ выпускница факультета, ассистент УЛЬЯНОВА Елизавета Викторовна. С 2002 по 2004 г.г. они стали участниками европейского сетевого проекта ТЕМПУС/ТАЦИС NP 22129, выступили экспертами от российской стороны по вопросам внедрения художественно-творческих технологий в образование и практику социальной работы. Их научные интересы лежат в поле исследования развивающих ресурсов художественно-творческих технологий в социальной работе; практического обучения студентов навыкам музыкально-драматической деятельности; создания творческой среды жизнедеятельности для различных категорий клиентов социальной работы.

Курсы специализации, ориентированные на художественные изобразительные технологии, ведут ГРИШИНА Анна Викторовна, канд пед. наук, ст. преподаватель (тема диссертационного исследования "Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования"), ЖИВОЛУПОВА Нина Александровна, ассистент, выпускница факультета (ведет также семинарские и лабораторные занятия по курсам "История социальной работы", "Теория социальной работы", "Семьеведение"), Кузченко Олеся Анатольевна, ассистент, аспирант кафедры педагогики, два года до преподавательской деятельности проработавшая зав. кабинетом художественно-творческих технологий в социальной работе, принимала активное участие в его становлении, во многом благодаря ее усилиям в 2004 году кабинет занял 2 место в вузовском смотре-конкурсе методических кабинетов.

Ассистентами кафедры в разные годы работали выпускники специальности: КРАВЦОВА Ольга Владимировна, ЧЕХОВСКАЯ Марина Григорьевна, в настоящее время работают на кафедре и учатся в аспирантуре - ЖИВОЛУПОВА Нина Александровна (Дипломант Открытого конкурса на лучшую научную работу студентов по гуманитарным наукам в высших учебных заведениях РФ по разделу: "Педагогика и методика преподавания дисциплин", г. Санкт-Петербург, 2002 г. Призер Всероссийского конкурса дипломных проектов по социальной работе, г. Екатеринбург), ПЕВНЕВ Михаил Сергеевич (прошел стажировку в Дании, член городских студенческих общественных организаций), УЛЬЯНОВА Елизавета Викторовна (прошла стажировку в Дании, Победитель Всероссийской студенческой олимпиады по социальной работы, г. Саранск, 2001).

В разные периоды с кафедрой социальной работы сотрудничали АНИСИМОВА Виктория Викторовна, канд. пед. наук, доцент кафедры управления педагогическими системами; БОРОДАЕВА Лариса Георгиевна, канд. пед. наук, доцент кафедры социальной работы, КРЮКОВА Елена Анатольевна, доктор пед, наук, профессор кафедры педагогики; СЛЫШКИН Геннадий Геннадьевич, докт. филол, наук, доцент кафедры английской филологии, ЧЕЧЕТ Тамара Ивановна, кандидат пед. наук, доцент кафедры немецкой филологии.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ КАФЕДРЫ во многом определяется этапом развития теории и практики социальной работы в России, изучением условий профессиональной подготовки специалистов в вузе. На кафедре исторически складывались и в настоящее время оформились следующие направления научных исследований:

  • Профессиональная подготовка специалистов по социальной работе и связям с общественностью (проф. Т.Ю. Андрущенко, проф. А.Н. Вырщиков, проф. В.В. Сериков, доц. Г.Г. Бородаева, доц. А.В. Калачев, ст. преп. А.Ф. Блинов, ст. препод. В.В. Носюр, асс. Н.А. Живолупова, и др.);
  • Практико-ориентированная подготовка специалистов по социальной работе (проф. Т.Ю. Андрущенко, доц. И.В. Жуланова, ст. преп. Э.П. Шитова и др.);
  • Подготовка студентов к работе с клиентами "группы риска" (доц. С.Б. Думов, доц. А.В. Калачев, асс. О.А  Кузченко, асс. М.С. Певнев и др.);
  • Подготовка студентов к социально-проектной деятельности (проф. А.Н. Вырщиков, доц. Н.Р.Милютина, ст. преп. Э.П.Шитова, асс. Е.В.Ульянова и др.)
  • Художественно-творческие технологии в социальной работе (доц. Н.Р. Милютина, ст. преп. А.В.Гришина, асс. Н.А.Живолупова, асс. О.А. Кузченко, асс. Е.В.Ульянова и др.).

С 1997 г. преподавателями кафедры проведены 7 конференций: международного статуса 5, российского, регионального. Ежегодно проводятся традиционные научные и научно-методические конференции преподавателей кафедры. Сотрудники кафедры активно участвуют в научных конференциях как в регионе, так и за его пределами (Волгоград,1999, 2001, 2003; Самара, 2000; Санкт-Петербург, 2000; Элиста, 2000; Саратов, 2001, 2003; Смоленск, 2004; Ульяновск, 2003; Екатеринбург, 2004 и др.).

Ежегодно студенты специальности "Социальная работа" активно участвуют в традиционной студенческой научной конференции университета. Студенты также принимали активное участие в трех Международных симпозиумах по социальной работе: работали в мастерских, подготовленных преподавателями кафедры, провели праздник для детей-инвалидов, продемонстрировав креативные умения и навыки. В рамках Российской конференции "Проблемы практики в подготовке психологов и социальных работников", проведенной на факультете психологии и социальной работы 24-26 октября 2000 г., работала секция "Практика глазами студента", в которой с докладами выступили многие студенты-социальные работники. В марте 2000 г. три студента приняли участие во Всероссийском слете студентов-социальных работников и молодых преподавателей, проведенном в Москве на базе Московского государственного социального университета и Академии социального образования. 20 студентов специальности "Социальная работа" в лечение трех месяцев в 1998-2000 гг. стажировались в вузах Германии, Дании и Голландии. Студенты часто являются инициаторами волонтерских социальных акций: сбор одежды, обуви, игрушек среди студентов и преподавателей университета, их передача областным детским домам, детям-инвалидам города и др.. Несколько лет действует учебно-тренинговый центр подготовки социальных работников-волонтеров, созданный совместно с Комитетом по делам семьи Администрации Волгоградской области. Студенты-волонтеры проводят профилактические мероприятия с самыми различными группами детей и молодежи, работают социальными вожатыми в профильных летних лагерях. Студенты участвуют в конкурсах социальных проектов разных уровней. В 2000 г. 4 студенческих социальных проекта, посвященных профилактической тематике, получили финансовую поддержку Комитета по делам семьи Администрации Волгоградской области. Проект "Студенческая социальная служба рекламы", разработанный в 1999 году, выиграл городской конкурс социальных проектов, получил финансирование и был успешно реализован группой студентов-социальных работников.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА КАФЕДРЫ сформировалась в процессе реализации международного проекта ТЕМПУС. Было приобретено учебное оборудование (телевизор, видеомагнитофоны, видеопроектор, экран и т.д.), компьютерная техника, создан специализированный класс "Информационные технологии в социальной работе", осуществлено подключение Интернет. Создан специализированный кабинет "Центр художественно-творческих технологий в социальной работе", оснащенный уникальными музыкальными инструментами (синтезатор, ударная установка, электрогитары и др., всего свыше 30 различных инструментов). Для проведения занятий по изобразительному искусству в кабинете имеются печь для обжига керамических изделий, мольберты, подрамники, наборы принадлежностей для изобразительной деятельности. На факультете создан методический кабинет, библиотека которого содержит более 400 наименований англо- и германоязычной литературы.


 

С вопросами и предложениями, касающимися оформления
и содержания сайта обращайтесь по адресу: pssw.vspu@gmail.com
Сайт разработан
Лабораторией коммуникативно ориентированных компьютерных образовательных систем
Copyright © 2004-2006 Дизайн и программирование: М.Ю. Щербинин
               © 2006-2010 Дизайн и программирование: А.Г. Крицкий
               © 2010         Дизайн и программирование: А. Синютин