эмблема ВГПУ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

   

 

 
    
  НОВОСТИ
  О ФАКУЛЬТЕТЕ
 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

 

НАУКА

  СТУДЕНЧЕСТВО
 

ИНФОРМАЦИЯ

 

[... СОТРУДНИКИ ...]

 

АНДРУЩЕНКО Татьяна Юрьевна

Татьяна Юрьевна АНДРУЩЕНКО канд. психол. наук,
профессор кафедры психология образования и развития,
декан факультета психологии и социальной работы


Телефон:
(8442) 60-23-03
e-mail:tandr@vspu.ru

   Работает на кафедре психологии с 1970 года. С 1975 по 1978 годы училась в аспирантуре НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, в 1979 году защитила диссертацию "Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте", с 1981 года – доцент кафедры психологии. С 1985 по 1987 год – гаст-доцент кафедры психологии Эрфуртской Высшей педагогической школы (ГДР). Принимала участие в подготовке специалистов психологов, в 1990, а затем с 1992 по 1995 год была руководителем курсов "Практический психолог системы образования" при ФППК ОНО, принимала участие в создании и организации нового факультета, со дня его основания является деканом этого факультета. Участвовала в создании учебных планов и программ для студентов специальностей ''Психология'' «Педагогика и психология», ''Социальная работа'' и «Связи с общественностью». С 2001 года профессор кафедры психологии, впоследствии – кафедры психологии образования и развития. С 2002 по 2010 год исполняла обязанности зав. кафедрой социальной работы Почетный работник высшего профессионального образования.
   
Несколько лет была членом Совета по практической психологии при УМО Министерства образования РФ, консультантом Профессионального Совета практических психологов образования г. Волгограда, членом экспертного Совета по социальным программам Администрации Волгограда, Областного Центра информационных и социальных технологий для молодежи; член экспертного Совета по социальным программам управления социальной защиты Администрации Волгоградской области, член координационного совета службы практической психологии Волгоградской области и др.
   Активно занимается международной деятельностью. С 1998 по 2000 год координатор от ВГПУ международного проекта ТЕМПУС/ТАЦИС JEP 10219 "Развитие учебного плана и программ подготовки студентов по специальности «Социальная работа», подготовка и переподготовка преподавателей. С 2002 по 2004 участвовала в руководстве европейского проекта TEMPUS/TACIS NP 22129 ''Диссеминация результатов международного сотрудничества Волгоградского государственного педагогического университета в подготовке специалистов по социальной работе''.
http://pssw.vspu.ru/other/ about/connections.htm В рамках проекта с ее непосредственным участием проведены российские симпозиумы и конференции в Волгограде (1998, 2003), Екатеринбурге (2004), Саратове (2003), Смоленске (2004), Ульяновске (2003). В 2002 году участвовала в российско-американском гранте ''Возможности общественных движений в экологически загрязненных территориях при решении проблем будущей стабилизации'' в рамках фонда ''Доверие и взаимопонимание'' (Рамапо-колледж, Нью-Джерси). С 2000 по 2003 годы в рамках международного сотрудничества с участниками проекта ''Формирование характера'' внедряла опыт игровой терапии в практику возрастно-психологического консультирования (сотрудничество с американской Ассоциацией по игровой терапии). http://pssw.vspu.ru/other/ science/publications/tandr_ apt.htm С 2007 года участвует в международном проекте «Реализация комплексного подхода в социальной работе с семьями и детьми» (Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Стокгольмский университет, SIDA – Шведское агентство международного развития и сотрудничества). http://pssw.vspu.ru/other/ science/konf/konf07sw/konf_ 07sw3.htm
    В настоящее время является профессором кафедры психологии образования и развития. Преподаваемые учебные дисциплины "Введение в специальность", "Возрастная психология", "Психология учебной деятельности", "Психологическое консультирование", "Возрастно-психологическое консультирование". Руководит аспирантами.
   Область научных интересов – психология образования и развития, в рамках которой в течение ряда лет разрабатывает диагностические, коррекционно-развивающие и консультативные технологии.
   В теоретическом плане исследует содержание и структуру самосознания, определяющиеся ситуацией возрастного развития на разных этапах взросления субъекта. Изучала психологическое содержание возраста в таких концептах отечественной и зарубежной психологии как человек как субъект возрастного развития (построение отношений человека к ново
му возрастному статусу, становления субъектности в плане возрастного самоопределения), возрастная компетентность (осознание субъектом системы внутренних ресурсов, необходимых для решения определенного круга задач развития на разных возрастных этапах).
   Развивая сложившийся в отечественной возрастной психологии концептуальный подход к пониманию возраста, операционализируя его структурные базовые составляющие, разработала диагностические технологии, представленные рядом авторских методик, релевантных задачам возрастно-психологического консультирования, с использованием приемов графического и цветового опосредствования. За разработку методик в 2002 году удостоена звания победителя Всероссийского конкурса на лучший пакет диагностических методик в системе образования Российской Федерации (Диплом I степени). Опубликовано учебное пособие "Диагностические пробы в психологическом консультировании".
   В ходе разработки коррекционно-развивающих технологий сформулирован принцип комплементарной деятельности, отражающий специфику психологических механизмов развития. Созданы и апробированы программы формирования возрастной компетентности ребенка в период кризиса на основе стратегии, позволяющей осуществлять одновременно два направления работы - как доформирование необходимой возрастно-психологической компетентности (коррекционная направленность программы), так и формирование нового отношения к себе как к субъекту возрастного развития (развивающая направленность программы). Данное направление научно-практических исканий представлено циклом статей и выступлений, двумя учебными пособиями ("Коррекционные и развивающие игры для младших школьников", "Кризис развития ребенка семи лет", в соавторстве), широким опытом внедрения в практику образовательных учреждений в различных российских регионах.
   В подготовке профессиональных психологов внедряет такие методы преподавания, релевантные специфике предмета психологической науки и практики, как игровое моделирование, метод анализа конкретных случаев, метод проектов (написание студентом книги о внутреннем мире человека и его презентации в разных видах психологического знания). В рамках идей социокультурного и междисциплинарного контекста обучения с целью развития профессиональной ментальности и профессиональной рефлексии в преподавании практико-ориентированных курсов внедряет метод супервизии и метод нарратива, позволяющие формировать фундаментальные для психолога диалогические установки (с клиентом, с другим специалистом, с собой как становящимся профессионалом). С использованием западного опыта организации самостоятельной работы студентов, приобретенного в рамках международных проектов по программе Темпус, разработаны и опубликованы рабочие тетради для студентов по изучению курсов "Психологическое консультирование" и "Возрастная психология" (в соавторстве), обеспечивающие активную рефлексивную позиции будущего специалиста в становлении его профессиональной компетентности.
   Является автором более 80 научных и научно-методических работ, более 40 статей, 3 учебных пособий, рекомендованных Советом УМО для направления и специальностей психологии.

Основные публикации:

  1. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте. //Вопросы психологии, 1978, N 4, с.147 - 151.
    Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности //Вопросы психологии, 1980, N 4, с. 90 - 99 (в соавторстве с А.В. Захаровой). Статья переведена на английский язык.
  2. Особенности формирования оценки и самооценки качеств личности в младшем школьном возрасте. Сообщение 2. Уровень сформированности учебной деятельности и оценка младшими школьниками личностных качеств в себе и сверстниках //Новые исследования в психологии, 1981, N 2, с. 72 - 77 (в соавторстве с А.В. Захаровой).
  3. Zu einigen aktuellen Aspekten der Schuler in der Lerntatigkeit //Wissensaftliche Zeitschrift der padagogischen Hochschule Dr. Theodor Neubauer Erfurt/Muhlhausen Gesellschafts - und Spprachwissenschaftliche Reihe 24 Jahrgang, 1987. Heft 1, p.47 58 (mit Ingrid Hesse). Проблема психического развития учащихся в концепции учебной деятельности //Научный журнал Эрфуртской высшей педагогической школы. Эрфурт, 1987, N 1 (в соавторстве с И. Хессе).
  4. Графические приемы фиксации субъективных трудностей общения в предподростковом возрасте//Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1991, № 1. С. 42 – 48.
  5. Об использовании игрового метода в процессе преподавания психологии будущим педагогам //Вестник МГУ, Серия № 14. Психология. 1991, N 4 (в соавторстве с В.П. Кисляковым).
  6. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения * //Вопросы психологии, 1993.№ 1 (совместно с Н.В. Карабековой).
  7. Психолог в начальной школе: Учебно-практическое пособие /Г.С.Абрамова, Т.П.Гаврилова, А.Г. Лидерс и др.; Под ред. Т.Ю. Андрущенко. - Волгоград, Перемена, 1995. -152 с.
  8. Куклотерапия как средство преодоления социальной робости младшего школьника /Психолог в начальной школе. Под ред. Т.Ю. Андрущенко. Волгоград, Перемена, 1995. С. 122–148 (совместно с Р. М. Язмир).
  9. Развитие психологической службы в Волгограде //Сближение культур: Международный сборник научных трудов. Под ред. Проф. В.И.Шаховского и д-ра Д.Кроли. - Волгоград: Перемена, 1996, с. 77 - 81. (в соавторстве с А.Г. Крицким).
    Моделирование биографии ''Альбом моей жизни'' в консультировании старшеклассников. //Семейная психология и семейная терапия. 1998, № 4. С. 55 – 64.
  10. Беседа ''Мой круг общения'' в диагностике социальной ситуации развития ребенка //Журнал практического психолога, 1998, № 4, с. 86 – 91 и //Семейная психология и семейная терапия. 1999, № 2, с.57 – 64.
  11. Рабочая документация практического психолога системы образования: Методические рекомендации. Под общ. ред. Т.Ю. Андрущенко. - Волгоград: Перемена, 1998. - 52 с.
  12. Диагностика принятия первоклассником нового возрастного статуса //Семейная психология и семейная терапия. 1998, N 3, с. 48 - 59.
  13. Рабочая тетрадь студента. Курс ''Возрастная и педагогическая психология'' - Волгоград: Перемена, 1999. - 82 с. (Сер. ''Время новых программ''), совместно с Л.В.Бондаревой.
  14. Диагностическая проба "Выбор ролей" в практике консультирования младших школьников (оценка принятия ребенком себя и других) //Психолог в школе, 2000, N 1 - 2.
  15. Подготовка специалиста социальной работы в Волгоградском педагогическом университете. В сб.: Высшее профессиональное образование в области социальной работы: опыт и проблемы. – М.: Союз, 2001 (совместно с Э.П. Шитовой).
  16. How a Seed Has Grown! //APT Newsletter, September, 2001, Vol. 20, No. 3. P. 15 – 17 (with Carolyn Kawamoto).
  17. Рабочая тетрадь студента по изучению курса ''Психологическое консультирование''. - Волгоград: Перемена, 2001. - 57 с. (Сер. ''Время новых программ'').
  18. Диагностические пробы в психологическом консультировании. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.- 80 с.
  19. Нарратив в философии, культуре, психологии //Всероссийская конференция Российского Психологического Общества ''Психология и ее приложения'' М., 2002 (совместно с Е.А.Мельниковой).
  20. Кризис развития ребенка семи лет: Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.- 96 с. (соавторстве с Г.М. Шашловой).
  21. Подготовка волонтеров-старшеклассников к оказанию допрофессиональной психологической помощи сверстникам "группы риска" //Дети "группы риска": материалы международной конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. С. 173 - 178.
  22. Диссеминация результатов международного сотрудничества в профессиональной подготовке социального работника //Подготовка специалиста по социальной работе: диссеминация опыта международного сотрудничества: Сб. науч. ст. /Под ред. Т. Ю. Андрущенко, Н.Б.Шмелевой, Е. Р. Ярской-Смирновой. Волгоград: Перемена, 2004. С.10-23.
  23. Коррекционные и развивающие игры для детей 6-10 лет: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2004 (совместно с Н.В. Карабековой).
  24. Этапы решения задач профессиональной подготовки специалистов по социальной работе в международном сетевом проекте. В сб.: Новые инициативы в образовании и практике социальной работы: диалог российских и европейских университетов. Материалы международной научно-практической конференции, Екатеринбург 26 – 28 сентября 2004 г. /Под общ. ред. А.В.Старшиновой. Екатеринбург, 2004. С.12–18.
  25. Практика в системе профессионального становления студентов помогающих профессий. Сб.: Практика – путь к профессионализму: партнерство университетов и социальных учреждений в практическом обучении социальных работников. Материалы международной научно-практической конференции. Екатеринбург: Уральский государственный университет им. А.М.Горького, 29-30 ноября 2004 года /Под общ. ред. А.В.Старшиновой. Екатеринбург: Изд-во Уральского госуниверситета, 2004.
  26. Возрастно-ориентированное консультирование студенческой молодежи. Сб.: Социальная работа с молодежью в России и Германии: проблемы подростков, модели и методы их разрешения: материалы Междунар. научн. конф. г. Волгоград, 4 – 7 апр. 2005 г. /под ред. Т.Ю. Андрущенко, С.Б. Думова. – Волгоград: Перемена, 2006. С. 184 – 189.
  27. История становления художественно-творческой специализации в области социальной работы Художественно-творческие методы и технологии в социальной работе: сб. науч. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. г. Волгограда, 17 – 18 окт. 2005 г.. /под ред. Т.Ю. Андрущенко, Н.Р. Милютиной. – Волгоград: Перемена, 2006. С.13 – 17.
  28. Environmental Altruism: a Comparison of Russia and the United States //Cultures of Contamination: Legacies of Pollution in Russia and the U.S. / Ed.: M.R. Edelstein, M. Tysiachniouk, L.V. Smirnova /Research in Social Problem and Public Policy. Vol. 14. San Diego, CA: Elsevier Ltd, 2007. P. 447-463 (with M. Gibbs, N. Makarevich, R. Binford).
  29. Диссеминация идей проекта «Реализация комплексного подхода в социальной работе с семьями и детьми»: уровень вуза. Сб.: Диссеминация инновационных подходов и методов работы с семьей в социальном образовании: программы, технологии, практика. Сб. научных статей и методических материалов /под ред. Т.Ю. Андрущенко и В.С. Торохтия. Волгоград: ООО РА «Фортес», 2007. С. 5 –10.
  30. Программно-методическое и организационное обеспечение современного этапа профессиональной подготовки специалистов по социальной работе: уровень факультета. Сб.: Профессиональная подготовка социальных работников: проблемы, опыт, перспективы: сб. науч. ст. по итогам Всероссийской научно-практической конференции, г. Волгоград, 24-25 апреля, 2007 /под ред. Т.Ю. Андрущенко, Г.Г. Бородаевой. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2007. С. 3–9.
  31. Теоретический модуль учебно-методического комплекса курса «Психология развития и возрастная психология». Для студентов направления и специальности «Психология». Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2007. - 46 c. (совместно с Г.М. Шашловой).
  32. Практический модуль учебно-методического комплекса курса «Психология развития и возрастная психология». Для студентов направления и специальности «Психология». Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. -98 с. (совместно с Л.В.Бондаревой и Г.М. Шашловой).

 

 

С вопросами и предложениями, касающимися оформления
и содержания сайта обращайтесь по адресу:pssw.vspu@gmail.com
Сайт разработан
Лабораторией коммуникативно ориентированных компьютерных образовательных систем
Copyright © 2004-2006 Дизайн и программирование: М.Ю. Щербинин
               © 2006-2010 Дизайн и программирование: А.Г. Крицкий
               © 2010         Дизайн и программирование: А. Синютин