ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

   

 

 
     
  НОВОСТИ
  О ФАКУЛЬТЕТЕ
 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

 

НАУКА

  СТУДЕНЧЕСТВО
 

ИНФОРМАЦИЯ

 

[... НАУКА ...]

 

РЕКОМЕНДАЦИИ
научно-практической конференции
"Опыт и перспективы развития социально-психологической службы
системы образования Волгограда"

Волгоград, 11-12 ноября 2003 г.

В ходе научно-практической конференции "Опыт и перспективы развития социально-психологической службы системы образования Волгограда" во время проведения пленарных заседаний, 9 секций, 3 круглых столов, 3 мастер-классов, презентации районных социально-психологических служб состоялось обсуждение вопросов, связанных с совершенствованием организационно-управленческой и научно-методической деятельности социально-психологической службы системы образования Волгограда. Выступления участников конференции носили практико-ориентированный характер.

Были отмечены определенные успехи педагогических коллективов муниципальных образовательных учреждений, успешно сотрудничающих с учеными психолого-педагогических кафедр Волгоградского государственного педагогического университета, Волгоградского государственного института повышения квалификации и переподготовки работников образования по ряду направлений.

Актуальность психологического обеспечения образования повышается в связи с возросшими требованиями гражданского общества к системе образования, которые определены Федеральной программой развития образования на 2000-2005 гг., Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., Программой развития воспитания в системе образования России на 2002-2005 гг., Программой развития воспитания в системе образования Волгограда на 2003-2005 гг. Задачи, поставленные перед системой образования по проблемам беспризорности, социальной депривации детей и подростков, повышению психологической культуры всех участников образовательного процесса и другие, не могут быть решены без участия психологического сообщества.

Приоритетной целью модернизации образования определяется обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к проблемам обучения учащихся, приобретения ими набора знаний и умений. Оно связывается с понятием "качество жизни", раскрывающимся через категории "здоровье", "социальное благополучие", "самореализация", "защищенность". Сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения включает в себя задачи сохранения и укрепления психологического здоровья, защиты прав детей и подростков, обеспечения психолого-педагогических условий успешной социализации самостоятельной, ответственной, социально мобильной личности с позитивными ценностями, что предполагает:

  • широкое использование в системе социально-психологического сопровождения программ развития социальных умений, способности к личностному самоопределению и саморазвитию;
  • раннее выявление возможностей и способностей ребенка, создание благоприятных психолого-педагогических условий его развития;
  • помощь ребенку в принятии и решении им задач развития на разных этапах детства;
  • поддержку и содействие детям и подросткам в трудных жизненных ситуациях;
  • психолого-педагогическую экспертизу профессиональной деятельности педагогов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических материалов;
  • психологическую помощь семьям детей групп особого внимания;
  • расширение пространства психологического просвещения и образования в рамках программ повышения психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов, администрации образовательных учреждений.

Сегодня психолого-педагогическая деятельность специалиста представлена не просто суммой разнообразных методов диагностической, коррекционно-развивающей работы с детьми. Она, прежде всего, определяется комплексной технологией сопровождения, как особой культурой помощи ребенку в решении задач его возрастного и личностного развития, социализации, требует взаимодействия психолога не только с ребенком, но и с родителями, с педагогами как участниками учебно-воспитательного процесса.

Анализ современного состояния социально-психологической службы Волгограда показывает, что служба востребована всеми участниками образовательного процесса и содействует созданию психолого-педагогических условий возрастного и личностного развития детей и подростков, становлению их способностей, склонностей, сохранению психического здоровья, осуществляет профилактику девиантного поведения, способствует профессиональному росту педагогов и администрации учреждений образования.

Конференция отмечает целенаправленную работу и положительные результаты органов управления образованием Дзержинского, Красноармейского, Тракторозаводского, Краснооктябрьского, Центрального районов по созданию необходимых условий для эффективного психологического обеспечения современного образования, развития структурных подразделений службы, как в образовательных учреждениях, так и социально-психологических центрах. Особая роль в становлении социально-психологической службы Волгограда принадлежит профессиональному совету практических психологов образования при Волгоградском методическом центре.

Возрастающие требования к деятельности педагогов-психологов, социальных педагогов и службы, в целом, выявили ряд проблем, снижающих эффективность психолого-педагогической помощи в образовательных учреждениях:

  • недостаточно четкое определение Министерством образования РФ статуса педагога-психолога, социального педагога в системе образования, нормативного соотношения численности педагогов-психологов, социальных педагогов в образовательных учреждениях разного типа и вида от количества детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
  • недоукомплектованность оборудованием и сертифицированным психолого-педагогическим инструментарием кабинетов педагогов-психологов;
    отсутствие систематической практики психолого-педагогической экспертизы авторских образовательных программ;
  • недостаточная информированность органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений о широких возможностях психолого-педагогической службы;
  • неотработанность механизмов эффективной координации деятельности медицинских, психолого-педагогических, социальных служб, правоохранительных и правозащитных органов, общественных организаций в ходе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в поведении, сложностями в социальной адаптации; недостаточность распространения такой формы обеспечения комплексной специализированной помощи детям, как психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения;
  • отсутствие специализированных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры);
  • отсутствие целостного подхода к системе социально-психологического сопровождения ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения;
  • расхождение в разработанности концептуального и операционального содержания стратегии выбора детьми и подростками здоровьесберегающего поведения;
  • не внедрена в полном объеме система взаимодействия специалистов в ситуациях профессионального становления начинающих педагогов-психологов, в решении сложных задач психологического консультирования (практика супервизии);
  • не отработана модель психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в контексте гуманистической парадигмы образования;
  • недостаточное использование потенциала интерактивных методов в обучении в программах повышения квалификации и переподготовки педагогов-психологов и социальных педагогов.

В целях реализации приоритетных задач социально-психологической службы, ключевых направлений "Концепции модернизации российского образования до 2010 года", конференция рекомендует:

  1. Органам управления образованием:
    • рассмотреть возможность создания специализированных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров);
    • содействовать созданию при районных администрациях координационных советов по психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей;
    • создать условия для информационного обеспечения и поддержки социально-психологических служб, передачи психологической информации родителям, педагогам, общественности, в том числе через использование средств печати, телевидения, Интернет;
    • рассмотреть вопрос о проведении городской научно-практической конференции по профилактике девиантного и делинквентного поведения детей и подростков;
    • выйти с инициативой проведения очередной региональной научно-практической конференции по проблемам психолого-педагогического сопровождения развития детей и подростков в 2005 году;
    • обеспечить условия для разработки и реализации межведомственных программ по профилактике безнадзорности, правонарушений, антиобщественных действий несовершеннолетних, пропаганде здорового образа жизни;
    • подготовить предложения в ректорат ВГПУ об организации очно-заочной, вечерней форм подготовки педагогов-психологов и социальных педагогов;
    • поддерживать развитие международного сотрудничества в области практической психологии и социальной педагогики, способствовать внедрению международного опыта.
  2. Руководителям образовательных учреждений:
    •  предусматривать затраты на оборудование кабинетов педагогов-психологов и социальных педагогов, приобретение сертифицированного психолого-педагогического инструментария, научно-методической литературы;
    • обеспечить условия для эффективного взаимодействия специалистов социально-психологической службы, классных руководителей, учителей-предметников, социальных педагогов, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования в разработке и осуществлении образовательных программ;
    • содействовать внедрению практико-ориентированных факультативов и учебных курсов по основам психологических знаний на разных ступенях образовательного процесса.
  3. Кафедрам психологии, социальной работы, психологии образования и развития ВГПУ, ВГИПК РО совместно с органами управления образованием:
    • принять участие в программах и проектах по разработке и поддержке качества психолого-педагогического образования;
    • разработать и апробировать новые практико-ориентированные и проблемно-ориентированные спецкурсы для студентов и слушателей системы повышения квалификации разного уровня;
    • рассмотреть вопрос о создании центра практической психологии на базе ВГПУ с привлечением студентов и ведущих педагогов-психологов города и области;
    • внедрить дистанционные программы повышения квалификации педагогов-психологов и социальных педагогов;
    • рассмотреть возможности сотрудничества в области подготовки и организации психолого-педагогической волонтерской практики студентов (в т.ч. по новой специальности "Связи с общественностью") и старшеклассников общеобразовательных учреждений города;
    • разработать программу оказания социально-психологической помощи детям и подросткам с использованием игровой терапии и художественно-творческих технологий.
  4. Волгоградскому методическому центру (МУ ВМЦ):
    • создать информационную базу об авторских программах, технологиях, методиках отечественных и зарубежных психологов, социальных педагогов, представить информацию на сайте МУ ВМЦ;
    • создать экспертный совет с привлечением научных и практических работников к психологической экспертизе образовательных программ, учебно-методических материалов;
    • разработать положение о городском конкурсе информационных материалов районных социально-психологических служб;
    • подготовить и организовать в 2004 году конкурс методических разработок педагогов-психологов и социальных педагогов по диагностике и профессиональному консультированию детей и родителей в целях подготовки к переходу на предпрофильное обучение;
    • организовать постоянно действующий семинар для социальных педагогов образовательных учреждений по нормативно-правовому и методическому обеспечению профессиональной деятельности.
  5. Городскому профессиональному совету практических психологов:
    • создать городской совет супервизии с целью обеспечения и повышения качества профессиональной деятельности педагогов-психологов;
    • оформить и направить в высшие учебные заведения социальный заказ о необходимости концептуальной разработки моделей социально-психологического сопровождения детей дошкольного возраста; психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательных учреждениях; обеспечения психологического здоровья как основы здоровьесберегающего поведения субъектов образовательного пространства;
    • создать экспертные группы специалистов по приоритетным направлениям психологического обеспечения модернизации образования;
    • расширить консультативную практику в системе образования.
  6. Районным социально-психологическим службам:
    •  развивать организационную структуру и формы службы социально-психологической помощи: психолого-медико-педагогические консилиумы и комиссии, профессиональные объединения (ассоциации, методические объединения и др.);
    • шире использовать в системе повышения квалификации и переподготовки педагогов-психологов и социальных педагогов потенциал интерактивных методов в освоении новых технологий социально-психологического сопровождения;
    • создать условия психологического сопровождения профессионального становления молодых специалистов;
    • с целью создания системы сопровождения профессионального самоопределения подростков и юношества обеспечить сотрудничество профконсультантов районных центров со специалистами городских и областных служб занятости.

Оргкомитету конференции подготовить и направить в Министерство образования Российской Федерации материалы конференции.

Редакционная комиссия

 

 
 

С вопросами и предложениями, касающимися оформления
и содержания сайта обращайтесь по адресу:psy@vspu.ru
Сайт разработан
Лабораторией коммуникативно ориентированных компьютерных образовательных систем
Copyright © 2004-2005 Дизайн и программирование: М.Ю. Щербинин