ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

   

 

 
     
  НОВОСТИ
  О ФАКУЛЬТЕТЕ
 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

 

НАУКА

  СТУДЕНЧЕСТВО
 

ИНФОРМАЦИЯ

 

[... ПУБЛИКАЦИИ ...]

 

ДИССЕМИНАЦИЯ ИДЕЙ ПРОЕКТА
"РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ И ДЕТЬМИ: УРОВЕНЬ ВУЗА" *

Т.Ю. Андрущенко**

С 2005 года факультет психологии и социальной работы Волгоградского государственного педагогического университета участвует в международном сетевом проекте, направленном на распространение положительных результатов российско-шведского сотрудничества в области социальной работы с семьей и детьми. В структуре проекта важной составляющей является вузовский компонент, координационным центром этого проектного направления с российской стороны является Московский городской психолого-педагогический университет, координатором выступает докт. пед. наук, профессор, декан факультета социальной педагогики В. С. Торохтий; со шведской стороны – Стокгольмский университет, координатором – начальник отдела международного сотрудничества по социальным вопросам Рональд Пентон.

Остановимся на роли вузов в диссеминации идей проекта, на обсуждении ожиданий, сформулированных в проекте в адрес преподавателей вуза.

Сначала необходимо остановиться на самом понятии «диссеминация», на наш взгляд, оно несет сильную смысловую нагрузку, многое объясняет в организации проектной деятельности ее участников.

Диссеминация (с англ. – разбрасывать семена, распространять) – представляет собой особую проектную стратегию передачи профессионального опыта и является намного более мощным и более практико-ориентированным инструментом, чем простое информационное обеспечение. В ходе диссеминации ценности и результаты успешно завершившегося проекта передают участникам нового проекта (в регионы). В ходе передачи сложившегося опыта происходит освоение новыми участниками проекта новой модели практики в ходе обучения навыкам работы. Важным условием такой передачи становится участие супервизоров, экспертов, своевременно обеспечивающих полноту и качество приобретения новыми участниками необходимых компетенций, предусмотренных целями проекта. Диссеминация, как процесс расширения, распространения, с неизбежностью предполагает разработку схем обеспечения системы качества, предусматривает внутреннюю промежуточную оценку уже на ранних этапах внедрения опыта.

Рассматривая процесс диссеминации, мы выделяем три его основные характеристики:

т о п о л о г и ч е с к и е («пространство проекта»), определяют расширение пространства взаимодействия, вовлечение в социальную практику и образование новых носителей идей проекта;

х р о н о м е т р и ч е с к и е («время проекта»), связанные с ограничением и протяженностью времени взаимодействия, обусловливающие развитие понимания участниками проекта его идей и становление новых компетентностей;

с т р у к т у р н ы е, обнаруживают появление нового уровня системы связей, меру интеграции зарубежного и российского опыта в области теории и практики высшего профессионального образования.

Остановимся на каждой характеристике более подробно.

 

1. ПРОСТРАНСТВО ПРОЕКТА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Волгоградский государственный педагогический университет наряду с социальными учреждениями Волгоградского региона был включен в сетевое сообщество российско-шведского проекта, и осваивал новый профессиональный опыт, комплексный подход в социальной работе с семьями и детьми. Непосредственными участниками проекта от вуза в Волгоградском регионе стали преподаватели факультета психологии и социальной работы педагогического университета (проф. Т.Ю. Андрущенко, ст. препод. Л.В. Землянская, ст. препод. Н.А. Живолупова и асс. А.В. Шубина). Проект объединил практических работников и преподавателей вуза в квалифицированные команды, имеющие профессиональные навыки, статус и инфраструктуру, именно они стали проводниками внедрения в Волгоградском регионе новых технологий социальной работы с семьей и детьми.

При реализации проекта в 2005/2006 году на представителей нашего вуза возлагалась задача проведения обследования исходного состояния социальной работы с семьей и детьми в Волгоградском регионе.

Важной частью исследования стало проведение интервьюирования с ключевыми специалистами социальной защиты населения, органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Особую ценность составил последующий сравнительный количественно-качественный анализ полученных результатов по 12 регионам Российской Федерации, подготовленный проф. В.С. Торохтием. Итоги этой работы способствовали уточнению и конкретизации целого ряда образовательных программ, связанных с вопросами социальной семейной политики, инновационных методов, в частности, курсов «Социальная политика», «Семьеведение», «Социальная работа в сфере семейно-брачных отношений», «Семейное консультирование», «Психология трудных жизненных ситуаций» и др.

Благодаря участию вузов в проекте появляются новые возможности расширения охвата идеями проекта новой целевой – студенческой – аудитории. Ориентация на будущих специалистов (студентов) выступает в данном случае как условие достижения долгосрочной стабильности результатов проекта. Привлечение вузов к диссеминации идей проекта способствует укреплению сотрудничества между практической социальной работой и деятельностью университетов, тем самым создает условие для решения извечной проблемы образования – помогает преодолеть разрыв между теорией и практикой. Преподаватели вуза, опираясь на свой опыт обучения, организованного в рамках проектной деятельности, имеют возможность подготовить научно-обоснованные и практико-выверенные специализированные учебные курсы по различным технологиям психосоциальной работы с семьей и детьми, тем самым ликвидировать имеющиеся пробелы в социальном образовании.

2. ВРЕМЯ ПРОЕКТА: УРОВЕНЬ ВУЗА
Необходимо выделить три временных рамки (прошлого, настоящего и будущего), характеризующих условия и результаты проекта.

О предпроектном опыте сотрудничества вуза.

Опыт сотрудничества преподавателей факультета психологии и социальной работы ВГПУ в международных и региональных проектах можно рассматривать как сложившийся ресурс, обеспечивающий подготовку вуза к участию в проекте и как фактор успешного его завершения. В качестве ресурса можно рассматривать сложившуюся систему сотрудничества педагогического университета с УСЗН по Волгоградской области и общественными организациями региона в области

•  организации учебных и производственных практик студентов всех четырех специальностей факультета психологии и социальной работы («Социальная работа», «Связи с общественностью», «Психология», «Педагогика и психология»);

•  подготовки методической социально-психологической литературы для практиков преподаватели факультета (Андрущенко Т.Ю., Бородаева Г.Г., Живолупова Н.А., Милютина Н.Р., Шитова Э.П., Целуйко В.М. и др.);

•  консультативно-экспертной поддержке региональных проектов (Андрущенко Т.Ю., Бородаева Г.Г., Думов С.Б., Шитова Э.П. и др.)

•  участия преподавателей в региональных научно-практических семинарах, учебных программах (Живолупова Н.А., Морокова М.А., Певнев М.С., Ульянова Е.В., Шитова Э.П., Шубина А.С. и др.);

•  практической работы преподавателей (Кузченко О.А., Носюр В.В., Ульянова Е.В. и др.) и студентов в учреждениях социальной защиты;

•  поддержка социальных проектов, реализуемых общественными организациями – Детским фондом (рук. – Р.К. Скрынникова), Благотворительным фондом «Дети в беде» (рук. – Г.А. Морозова), Обществом помощи детям им. Л.С. Выготского (рук. – К.Б. Магницкая), региональной общественной организацией содействия детям–инвалидам (рук. – Л.И. Евдокимова), Клубом ЮНЕСКО «Достоинство ребенка» (рук. – И.С. Маловичко) и др.

Большую роль в поддержке идей проекта сыграла давно развивающееся на нашем факультете международное сотрудничество, определившее такие предпосылки как открытость преподавателей новому опыту, их умение работать в команде, в режиме апробации новых программ и методов. Более десяти лет у факультета психологии и социальной работы складывался опыт сотрудничества в целом ряде международных проектов и программ:

•  1996 – 2000 – Европейский проект ТЕМПУС/ТАЦИС JEP 10219 «Развитие учебного плана и программ по специальности социальная работа, подготовка и переподготовка преподавателей»;

•  2002 – 2004 – Европейский сетевой проект ТЕМПУС/ТАЦИС – NP 22129 «Диссеминация результатов международного сотрудничества в подготовке специалистов по социальной работе»;

•  2001 – 2003 – Участие в международной программе «Дети “группы риска”»;

•  с 2002 – Международные контакты по линии немецкого академического обмена (DAAD) и проекта «Подготовка социальных работников и социальных педагогов» (Высшая профессиональная школа, Германия, г. Мерзебург, г. Ганновер);

Участие преподавателей факультета психологии и социальной работы ВГПУ в российско-шведском проекте. Участие вузовской команды в проекте в настоящее время связано с освоением 2-х программ – методов работы с сетью социальных контактов и технологий ранней поддержки родителей детей от рождения до семи лет. Большой опыт был получен преподавателями в качестве сетевых терапевтов в ходе проведения встреч с семьями и родственниками детей, оказавшихся в ситуации риска и в освоении позиции интервизора при разработке схем анализа и оценки деятельности участников группового взаимодействия. Чрезвычайно важным было знакомство с региональными площадками проекта, были организованы однодневные выезды в г. Дубовку, г. Калач-на-Дону, г. Фролово, г. Камышин, где проводились сетевые встречи, и осуществлялась межкомандная оценка запланированных встреч. В рамках проекта в настоящее время поддерживаются и развиваются межрегиональные контакты с преподавателями других вузов, участвующих в проекте.

Будущее проекта. Завершение проекта будет связано с подведением его итогов и оценкой полученных результатов. Уже сегодня можно говорить

•  о необходимости разработки учебно-методических пособий по работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации;

•  в настоящее время складывается и оформляется реальное сотрудничество с учеными и практиками Швеции, Москвы, Петербурга, Барнаула, Дагестана, Костромы, Кирова, Саратова, и др., устанавливаются новые профессионально значимые контакты;

•  созданы и развиваются взаимно заинтересованные контакты с профессионалами региона;

•  создается студенческое научно-исследовательское сообщество, направленное на поддержание и распространение идей проекта;

•  есть интерес к идеям проекта со стороны социальных учреждений и кафедр, непосредственно не вовлеченных в проект;

•  и главное – есть причастность преподавателей вуза, участвующих в проекте, к конкретным судьбам детей, успешно прошедших сетевые встречи.

  3. УРОВЕНЬ СТРУКТУРЫ
Развитие проекта, внедрение его методов в реальную практику социальной работы и образования способствовало взаимопроникновению теоретических идей, научных школ. Так, содержание социально-экологической модели развития ребенка (У. Бронфенбреннер), связанное с оценкой уровня окружающей среды и выступающее системообразующим основанием транслируемого в проекте подхода, с неизбежностью приводит к необходимости рассмотрения идей Л. С. Выготского о социальной ситуации развития ребенка и ее структуре.

Опыт участия в сетевых встречах целого ряда специалистов, понимание необходимости их взаимодополняемости для решения конкретных задач помощи ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, способствует созданию интегрированных курсов для студентов разных специальностей, в частности, социальной работы и психологии.

Идеи проекта имеют эффект переноса – новые технологии сетевой социальной работы внедряются и в учебно-воспитательный процесс университета в ситуациях поддержки студентов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Проведен ряд научных мероприятий, включающих обсуждение и развитие идей проекта (секции в рамках различных студенческих конференций), создана научная проблемная студенческая группа и группа студентов-волонтеров, участвующих в проведении ряда социальный акций, разрабатываются программа и рабочая тетрадь для студентов по работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.


** Диссеминация идей проекта «Реализация комплексного подхода в социальной работе с семьями и детьми»: уровень вуза. Сб.: Диссеминация инновационных подходов и методов работы с семьей в социальном образовании: программы, технологии, практика. Сб. научных статей и методических материалов /под ред. Т.Ю. Андрущенко и В.С. Торохтия. Волгоград: ООО РА «Фортес», 2007. С. 5 –10.


 
 

С вопросами и предложениями, касающимися оформления
и содержания сайта обращайтесь по адресу:psy@vspu.ru
Сайт разработан
Лабораторией коммуникативно ориентированных компьютерных образовательных систем
Copyright © 2004-2005 Дизайн и программирование: М.Ю. Щербинин