ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

   

 

 
     
  НОВОСТИ
  О ФАКУЛЬТЕТЕ
 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

 

НАУКА

  СТУДЕНЧЕСТВО
 

ИНФОРМАЦИЯ

 

[... ПУБЛИКАЦИИ ...]

 

Подготовка специалиста по социальной работе: диссеминация опыта международного сотрудничества

ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ К РАБОТЕ С КЛИЕНТАМИ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ*

Н. Р. Милютина**

CREATIVE TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS FOR SOCIAL WORK WITH THE CLIENTS

N. R. MILUTINA

 The author focuses on the creative Training in the framework of Specialization "Creative Technology in Social Work by means of Music and Drama" and emphasizes the importance of the social worker's creativity both for student personal development and for interactivity with the clients.

***

Введение специализации "Художественно-творческие технологии в социальной работе" в учебный план подготовки специалиста по социальной работе в ВГПУ стало результатом международного сотруд-ничества в рамках европейского проекта ТЕМПУС/ТАЦИС JEP 10219 "Развитие учебного плана и про-грамм по социальной работе, обучение и повышение квалификации преподавательского состава", интег-рирующего российский и европейский подходы в подготовке социального работника.

Специализация предполагает освоение студентами 8 учебных курсов в блоке дисциплин специальной подготовки, объем которых составляет 937 часов, из них аудиторных - 482.

Цель дисциплин специализации имеет одновременно двойную направленность. С одной стороны, это актуализация, поддержка и развитие общего творческого потенциала будущего специалиста, с другой - расширение его профессионального инструментария за счет креативного компонента, в частности музы-кально-драматической деятельности.

В профессиональной подготовке специалиста по социальной работе креативный (творческий) компо-нент является одним из ведущих в формировании профессиональной компетентности.

В качестве критерия творчества в работе специалиста с клиентом средствами музыкально-драматической деятельности необходимо рассматривать не качество результата, а характеристики и про-цессы, активизирующие творческую продуктивность клиента, актуализирующие его внутренние ресурсы узнавания себя и заявления о себе как о личности.

Для специализации "Художественно-творческие технологии в социальной работе средствами музы-кально-драматической деятельности" характерен интегративный подход к технологии взаимодействия с клиентами, когда специалист обращается к средствам драмы, музыки и движения.

Под художественно-творческими технологиями мы подразумеваем совокупность знаний, умений, на-выков, способов деятельности специалиста средствами художественного творчества в профессиональном поле социальной работы с целью актуализации внутренних ресурсов клиента.

С учетом специфики подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности содержание дисциплин специализации направлено на расширение таких сторон профессиональной компетенции спе-циалиста социальной работы, как:

  • мотивационная (интерес к различным видам музыкально-драматического творчества - музыке, драме, танцу и др.; готовность обращаться к ним как инструменту профессиональной деятельности, потребность в обучении, развитии в данной области и др.);
  • инструментальная (умения в различных видах музыкально-драматической деятельности);
  • коммуникативная (умение взаимодействовать с клиентами на основе обращения к различным видам музыкально-драматической деятельности, передавать опыт, присоединяться к творческой активности клиентов).

Задачи дисциплины "Введение в художественно-творческие технологии средствами музыкально-драматической деятельности" заключаются в актуализации студентами опыта музыкально-драматической деятельности и приобретении ими практических знаний и умений в различных ее видах.

В процессе освоения дисциплин специализации студенты знакомятся со спецификой работы с клиен-тами посредством различных видов музыкальной деятельности. В связи с этим актуальной становится проблема определения умений, необходимых специалисту для применения музыки в работе с клиентами.

Специалист, использующий музыку в качестве "рабочего инструмента", должен обладать основными музыкальными способностями. Минимум требований к специалисту включает отношение к музыке как важному достижению человека, понимание того, что музыка может иметь функциональное значение, от-носительности оценки, т. е., уважая качество, вкус или красоту, музыка не может быть лучше или хуже. Идеальный специалист должен петь или играть на музыкальном инструменте, уметь петь популярные песни "по слуху", танцевать и двигаться в простых музыкальных ритмах, узнавать "отсутствие слуха" в пении или игре, "отступление от ритма" в хлопках, ходьбе и движении в простых музыкальных ритмах и др.

Специалистам по социальной работе, работающим с клиентами посредством музыки, следует знать и использовать влияние музыки на человека. Музыка является языком невербальной коммуникации, влияет на чувства и настроение человека, ослабляет негативные переживания. "Большинство социальных собы-тий сопровождаются музыкой, которая улучшает коммуникабельность. Музыка, звучащая как фон, облег-чает для многих людей разговор друг с другом. В психотерапии пациенты часто разговаривают свободнее в присутствии музыки. Они могут выразить в музыке или через музыкальные предпочтения чувства, иначе не выражающиеся. Музыка может говорить там, где не хватает слов" (Gaston, 1968, p. 43).

Особенностью занятий первого года специализации является создание атмосферы доверия в учебной группе. Это достигается путем обращения к доступным для всех видам музыкальной деятельности, в ча-стности, игре на "неформальных" музыкальных инструментах. К ним относятся те, на которых можно сравнительно легко научиться играть. Это делает их особенно удобными для музыцирования с группой, участники которой имеют менее чем исчерпывающие музыкальные умения, это колокольчики, ксилофон, губная гармошка (и ее разновидности), ударные инструменты (барабан, джамби, дарбука и др.). Занятия строятся исключительно на привлекательности того или иного вида музыкальной деятельности с опорой на умения студентов.

Взаимосвязь музыки с другими видами искусства делает возможным строить занятия с использовани-ем различных вариантов музыкально-исполнительской деятельности, таких как музыкально-драматическая, музыкально-танцевальная, песенно-танцевальная, музыкально-игровая и др.

Пение создает ситуацию, в которой каждый поющий, взаимодействуя с другими, концентрирует вни-мание на музыкальной технике пения (высота тона, громкость, фразировка, выразительность и др.). Таким образом, групповое пение объединяет студентов своей общей задачей, способствует чувству групповой идентичности через разделение эстетического чувства. Оно дает каждому участнику возможность усилить образ Я в групповом контексте и развить умения социальных отношений, а также служит эксперимен-тальным направлением, в котором творческий риск становится возможным.

Музыкальная деятельность, планируемая заранее, включает сочинение текста песен, новых мелодий, новой гармонии, извлечение определенных звуков на музыкальных инструментах или создание знаков и символов общения друг с другом при помощи музыки. Навыки сочинения песен могут использоваться при создании оригинальных композиций, которое может разделяться между студентами и преподавателем с постепенным переходом инициативы и ответственности к первым. Сочинять можно мелодию, гармонию, ритм, тембр (разновидность звука, производимого голосом или инструментом, который может быть как "традиционным", так и необычным), динамику (громко и тихо, что создает настроение композиции), темп, смысл или задачу, ожидая ответ аудитории, для которой она предназначена.

Практические занятия с группой, специализирующейся на музыкально-драматической деятельности, включают использование магнитофона и других технических средств для воспроизведения необходимых эффектов в реализации творческого замысла студентов. Кроме живого исполнения группы, записанного для прослушивания, магнитофон предлагает индивидуально или всей группе изменить замысел и создать уникальную музыкальную композицию, которую легко повторить. "Традиционный" или уникальный зву-ки, записанные на пленку, используются в процессе работы как фон для музыкального спектакля или движения.

Монтированием небольшого количества магнитофонной пленки и затем соединением вместе и проиг-рыванием "ленточной петли" можно получить уникальные повторяющиеся звуки или ритмы. Кроме того, проигрывание быстрее, чем скорость записи, применение звука на звуке нескольких магнитофонов созда-ет музыку или комбинации несколькими возможными способами с использованием магнитофона. Такие занятия уникальны по простоте и опыту, который студенты приобретают для своей будущей профессио-нальной деятельности.

Доминирующая роль в содержании музыки принадлежит "художественным эмоциям". Поэтому в про-цессе музыкально-исполнительской деятельности студенты учатся адекватно выражать свое переживание в развитии, передавая все его изменения и оттенки, динамические нарастания и спады, взаимопереходы эмоций и их столкновения.

В подготовке будущего социального работника важное место занимает способность транслировать свои чувства. Этот компонент компетентности обеспечивает социальному работнику возможность побу-дить клиента к активности, включить его в музыкальную деятельность как альтернативный путь форми-рования нового социального и индивидуального опыта. Поэтому научиться самовыражению в танце, пан-томиме, музыке, пении и драме - главная цель дисциплин специализации. Кроме того, развитие экспрес-сивно-эмоциональной сферы личности студента способствует формированию культуры чувств, которая имеет решающее значение во взаимодействии с клиентами, имеющими недостатки в развитии или нару-шения чувственно-эмоциональной сферы.

Вовлекая участников в единое действие, музыкальное творчество способствует установлению связей между людьми, актуализирует творческую энергию, снижает уровень тревожности, уменьшает стресс, т. е. человек усиливает себя, испытывая чувство радости и надежды.

Цели последующих дисциплин специализации - "Технология организации досуга социально неза-щищенных групп населения средствами музыкально-драматической деятельности", "Художественно-творческие технологии социально-профилактической работы средствами музыкально-драматической дея-тельности", "Художественно-творческие технологии социальной коррекции средствами музыкально-драматической деятельности", "Художественно-творческие технологии социальной реабилитации и адап-тации средствами музыкально-драматической деятельности" - направлены на приобретение студентами инструментальных умений взаимодействия с различными категориями клиентов для решения соответст-вующего круга задач социальной работы.

Особое внимание на практических занятиях по специализации уделяется процессу рефлексии студен-тами своей деятельности и супервизии деятельности других. Это позволяет раскрыть динамику собствен-ных переживаний студента, влияющих на выбор инструмента взаимодействия с клиентами каждой кате-гории.

Важным этапом лабораторно-практических занятий дисциплин специализации средствами музыкаль-но-драматической деятельности является обращение к мотивам различных творческих заданий, предла-гаемых для работы с клиентами, когда обсуждаются вопросы: "Почему я делаю именно это?" "Это нужно клиенту или мне самому?".

Учебная дисциплина "Технологии социально-культурного проектирования", завершающая цикл дис-циплин специализации, ставит такую цель: формирование готовности студента к инновационной деятель-ности, способного в команде (проектной группе) и индивидуально разрабатывать социально-культурный проект, направленный на решение проблемы клиента (или группы).

Художественно-творческая подготовка специалистов значительно расширяет инструментарий взаимо-действия с клиентами социальной службы, позволяет нестандартно мыслить в проблемных ситуациях.

Литература

  1. Мей Р. Мужество творить: очерк психологии творчества. Львов: Инициатива; М.: Ин-т гуманитарных исследований., 2001.
  2. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. М.: ВЛАДОС, 1999.
  3. Gaston, E. Music in therapy. N.-Y.: Macmillan, 1968.

 


*Подготовка специалиста по социальной работе: диссеминация опыта международного сотрудничества: Сб. науч. статей / Под ред. Т.Ю.Андрущенко, Н.Б.Шмелевой, Е.Р.Ярской-Смирновой. - Волгоград: Перемена, 2004. С. 165-170.

**МИЛЮТИНА Наталья Рэмовна - канд. пед. наук, доцент кафедры социальной работы ВГПУ;
e-mail:natalmil@rambler.ru


 
 

С вопросами и предложениями, касающимися оформления
и содержания сайта обращайтесь по адресу:psy@vspu.ru
Сайт разработан
Лабораторией коммуникативно ориентированных компьютерных образовательных систем
Copyright © 2004-2005 Дизайн и программирование: М.Ю. Щербинин