ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

   

 

 
     
  НОВОСТИ
  О ФАКУЛЬТЕТЕ
 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

 

НАУКА

  СТУДЕНЧЕСТВО
 

ИНФОРМАЦИЯ

 

[... ПУБЛИКАЦИИ ...]

 

Подготовка специалиста по социальной работе: диссеминация опыта международного сотрудничества

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ*

Э. П. Шитова**

THE MODEL OF CONNECTION IN THEORY AND PRACTICE IN SOCIAL WORK FOR PROFESSIONAL EDUCATION: REGIONAL LEVEL

E.P. SHITOVA

 The article is devoted to the problem of forming the local platform in Volgograd Region. The author analyzes principles and surcumstances of forming the local platform; forms of collaboration of VSPU with regional social institutions.

***

В профессиональной подготовке специалиста социальной работы актуальной является проблема усиления практикоориентированности обучения будущих специалистов. Ее решение на уровне вуза возможно через внесение определенных изменений в учебный план подготовки социальных работников и учебные программы; внедрение и широкое применение новых форм и методов обучения (практикум, групповая работа, проектные методы, работа со случаем и т. д.), а также распространение новых подходов к обеспечению качества подготовки специалиста.

Трудно осуществлять действительно практико-ориентированное обучение социальных работников без участия в этом процессе и активной поддержки профессионального сообщества специалистов-практиков. В связи с этим важно построить оптимальную для региона модель взаимодействия теории и практики социальной работы в профессиональной подготовке специалиста. В контексте проекта ТЕМПУС, реализуемого ВГПУ и шестью вузами-партнерами России в 2002-2004 гг., мы создаем и развиваем в регионе так называемую локальную платформу.

Следуя социологической традиции, локальную платформу можно было бы назвать локальным сообществом. В этой традиции понятие сообщества предполагает определенным образом упорядоченный набор социальных связей, основанных на чем-либо общем для всех участников данных отношений. С точки зрения функционального подхода, локальное сообщество подразумевает социальные отношения, характеризующиеся социальной сплоченностью и солидарностью, продолжительностью во времени

Локальное сообщество в регионе в сфере социальной работы в качестве участников партнерского взаимодействия включает субъектов теоретического знания (ВГПУ, факультет психологии и социальной работы, кафедра социальной работы - в лице преподавателей и студентов) и субъектов практического поля социальной работы (социальные учреждения организационно-управленческого уровня, формирующие социальную политику региона; государственные социальные и социально-ориентированные учреждения различных систем; общественные организации социальной направленности).

Предмет взаимодействия вуза и практических социальных учреждений в рамках локальной платформы связан с содержанием проекта ТЕМПУС1 и предполагает следующее:

  • создание условий для поддержки практико-ориентированных методов через построение экспериментального пространства для их апробации, новых форм взаимодействия преподавателей и методистов практики по модели супервизии;
  • построение модели специалиста социальной работы с точки зрения профессионала-практика, работающего в реальном практическом поле;
  • совместное участие в выработке критериев качества подготовки специалистов социальной работы;
  • реальную экспертизу жизнеспособности, эффективности, целесообразности методов обучения специалистов;
  • развитие креативных технологий социальной работы с различными группами клиентов и внедрение их в практику социальной работы;
  • организационно-консультационную работу по созданию социальных учреждений нового типа по модели зарубежных центров активности и т. д.

В качестве принципов формирования локальной платформы мы развиваем следующие положения:

  • Принцип предметности определяется предметом взаимодействия вуза и практических социальных учреждений. Он подразумевает привлечение в локальную платформу социальных учреждений в соответствии с содержанием, определяемым рамками диссеминации идей проекта - NP 22129.
  • Принцип добровольности обеспечивает взаимодействие ВГПУ с теми социальными учреждениями, для которых проектные идеи вуза и сложившиеся традиции подготовки специалиста социальной работы являются действительно привлекательными и интересными.
  • Принцип ориентации на нововведения в профессиональной деятельности включает осознание социальным учреждением запроса на инновации в профессиональной деятельности, открытость новому опыту, инновациям.
  • Принцип сетевого распространения проектных идей предполагает апробацию проектного опыта прежде всего на тех практических площадках, которые занимают ключевую позицию в структуре социальных учреждений региона (областной, городской уровень). Это позволяет готовить проводников идей проекта, имеющих организационно-методические возможности распространять полученный опыт по вертикали.
  • Принцип комплементарности при формировании локальной платформы предполагает опору на механизмы двух уровней: имеющийся, актуальный уровень развития, уже сложившийся опыт работы социального учреждения и создание предпосылок для нового уровня развития социальной службы, опору на будущий этап ее развития.
  • Принцип объединения и рационального использования имеющихся ресурсов, тесно связанный с принципом сетевого распространения проектных идей, позволяет объединять и использовать ресурсы практических площадок, занимающих ключевую позицию в структуре социальных учреждений региона (областной, городской уровень), а также ресурсную базу ВГПУ (например, Центр художественно-творческих технологий).
  • Принцип дефицитарности подразумевает вовлечение в локальную платформу прежде всего тех социальных учреждений, которые действительно в этом нуждаются, результаты взаимодействия ВГПУ с которыми будут реально заметны. Это определенный критериальный приоритет при выборе партнеров взаимодействия.

Осуществление практико-ориентированного обучения специалистов социальной работы в рамках локальной платформы возможно на двух уровнях.

  1. Уровень субъектов теоретического знания, где ключевым является знание преподавателями и студентами реальной практики социальной работы через различные формы взаимодействия с практическими социальными учреждениями. К подобным формам мы относим следующие:
    • систематическая (по совместительству) или периодическая (в качестве научного руководителя, консультанта, супервизора) работа в социальных службах;
    • стажировка преподавателей в учреждениях социальной работы;
    • организация и проведение различных видов практик на базе социальных учреждений;
    • поиск социальных заказов практических учреждений на разработку социальных проектов, их реализация силами студентов и преподавателей;
    • представительство и активное участие в аттестационных комиссиях, экспертных советах и т. д., связанных с практическими полями социальной работы;
    • волонтерская работа;
    • участие в презентациях новых служб и т. д.
  2. Уровень субъектов практического поля социальной работы, где ключевым является участие специалистов-практиков в процессе обучения студентов в различных мероприятиях научно-методического характера. На этом уровне существуют следующие формы взаимодействия практиков с вузом:
    • привлечение специалистов-практиков к ведению занятий (по совместительству) или к участию в отдельных занятиях в качестве консультантов, экспертов;
    • организация практики в социальных учреждениях: ориентация руководителей практики студентов на местах, индивидуальные и групповые встречи по текущим проблемам практики, рефлексия по результатам практики;
    • повышение квалификации специалистов-практиков через систему ОЗО и участие в научно-практических семинарах, конференциях, симпозиумах и т. д.;
    • экспертиза качества подготовки будущих специалистов социальной работы в процессе обучения (в период практики) и в период государственной аттестации.

В качестве условий осуществления взаимодействия специалистов-практиков и преподавателей вуза - участников проекта в рамках локальной платформы можно назвать следующие:

  • заключение договоров о сотрудничестве с социальными учреждениями по заявленным в проекте направлениям;
  • наличие в практических учреждениях специалистов с профессиональным профильным образованием по социальной работе и опытом работы в данной сфере;
  • научно-методическое и финансовое обеспечение различных форм взаимодействия;
  • открытость социальных учреждений инновациям, новому опыту в области профессиональной социальной работы.

Представленная модель взаимодействия теории и практики социальной работы в профессиональной подготовке специалиста не является статичной. Локальная платформа в регионе продолжает оформляться, развиваться в соответствии с меняющимися опытом, потребностями ВГПУ и запросами практических социальных учреждений.

 


1 О направлениях проекта см. в ст. Т.Ю. Андрущенко Диссеминация результатов международного сотрудничества в профессиональной подготовке социального работника.



*Подготовка специалиста по социальной работе: диссеминация опыта международного сотрудничества: Сб. науч. статей / Под ред. Т.Ю.Андрущенко, Н.Б.Шмелевой, Е.Р.Ярской-Смирновой. - Волгоград: Перемена, 2004. С. 50-55.

**ШИТОВА Эльвира Петровна - заместитель декана по заочному отделению, ст. преподаватель кафедры социальной работы ВГПУ.

 
 

С вопросами и предложениями, касающимися оформления
и содержания сайта обращайтесь по адресу:psy@vspu.ru
Сайт разработан
Лабораторией коммуникативно ориентированных компьютерных образовательных систем
Copyright © 2004-2005 Дизайн и программирование: М.Ю. Щербинин