ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

   

 

 
     
  НОВОСТИ
  О ФАКУЛЬТЕТЕ
 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

 

НАУКА

  СТУДЕНЧЕСТВО
 

ИНФОРМАЦИЯ

 

[... ПУБЛИКАЦИИ ...]

 

Подготовка специалиста по социальной работе: диссеминация опыта международного сотрудничества

ДИССЕМИНАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА*

Т. Ю. Андрущенко**

DISSEMINATION OF INTERNATIONAL COLLABORATION RESULTS IN PROFESSIONAL TRAINING OF SOCIAL WORKERS

T. Y. ANDRUSHCHENKO

 The author examines such directions of dissemination of VSPU and foreign experiences' collaboration in the frame of previous Tempus project as practice-oriented professional training, group forms and project methods of teaching relevant for the social worker, place and role of creative subjects for social work education and practice, the quality assurance system at the VSPU School of Psychology and Social Work.

***

Опыт длительного сотрудничества преподавателей факультета психологии и социальной работы Волгоградского государственного педагогического университета и зарубежных коллег Университета профессионального образования Арнема - Наймегена (Нидерланды), Технического университета в Кемнице (Германия), Петер Сабро Семинарии (Дания), Берлинской Евангелической высшей школы социальной работы и социальной педагогики предоставил возможность познакомиться с инновационными технологиями, сложившимися в подготовке социального работника в Европе, адаптировать и начать их внедрение в учебный процесс ВГПУ.

Международное сотрудничество ВГПУ, сложившееся в рамках проекта ТЕМПУС/ТАЦИС JEP 10219 "Развитие учебного плана и программ по специальности "Социальная работа, подготовка и переподготовка преподавателей", позволило интегрировать российский и европейский подходы в подготовке социального работника.

Развитие специальности предполагало вовлечение в международный проект всех участников образовательного пространства: студентов, преподавателей кафедры социальной работы, преподавателей смежных кафедр, практических работников в этой области, управленческий состав университета (ректорат, учебное управление). Для всех групп участников проекта были подготовлены и реализованы программы обучения и повышения квалификации; 40 российских преподавателей, студентов и практических социальных работников города получили длительные или краткосрочные стажировки в странах-участницах проекта. Программы стажировок предусматривали участие в учебных занятиях, их проведение, знакомство с опытом работы социальных служб, работу в библиотеках; 14 зарубежных специалистов и студентов социальной работы участвовали в работе симпозиумов, конференций, программах обучения и прохождении практик в России.

Реализация проекта обеспечила создание материально-технической и учебно-методической базы подготовки специалиста, было приобретено учебное оборудование, компьютерная техника, в специализированном классе осуществлено подключение ИНТЕРНЕТа, созданы кабинет творческих технологий в социальной работе, факультетская библиотека, содержащая более 400 наименований англо- и германоязычной литературы.

Разработана система обеспечения качества подготовки специалиста по социальной работе, в настоящее время апробируется инструментарий для мониторинга учебного процесса.

В рамках проекта были проведены три международных симпозиума (Волгоград, 1997, 1998, 1999 гг.), где обсуждались вопросы теории и практики подготовки специалистов по социальной работе. В ходе симпозиумов российские и зарубежные специалисты, студенты проводили творческие мастерские, "круглые столы", фестиваль творчества для детей-инвалидов, по результатам их работы опубликованы сборники материалов.

С 1998/99 учебного года был введен новый учебный план, разработанный в рамках международного проекта. При переходе к новым государственным образовательным стандартам в 2000 г., благодаря двухлетней апробации экспериментального плана, появилась возможность сохранить преемственность программно-методической работы коллектива преподавателей, прежде всего в части регионального (вузовского) компонента, набора курсов по выбору и новой специализации.

Достижения проекта позволили коллективу преподавателей факультета психологии и социальной работы ВГПУ выйти с предложением о распространении своего опыта международного сотрудничества в подготовке социальных работников среди российских вузов. В 2002 г. был заключен новый европейский сетевой проект с участием семи вузов России - Алтайского государственного университета, Астраханского государственного университета, Волгоградского государственного педагогического университета, Саратовского технического университета, Смоленского гуманитарного университета, Ульяновского государственного университета, Уральского государственного университета - и трех европейских вузов - Университета профессионального образования Арнема - Наймегена (Нидерланды), Высшей профессиональной школы Мюнхенгледбах (Германия), Петер Сабро Семинарии (Дания) - NP 22129 "Диссеминация результатов международного сотрудничества в подготовке специалистов по социальной работе".

Можно выделить несколько направлений диссеминации.

1. ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

Анализ современных тенденций системы подготовки специалистов за рубежом показывает большое значение практической составляющей этой подготовки. Например, в Великобритании, Германии, Дании, Нидерландах объем производственной практики - 9-12 месяцев, включая возможность работы вне пределов своей страны (Англия, Канада, Россия, Дания, Южная Африка). Большинство зарубежных студентов очной формы также хорошо представляют мир профессии социального работника: они либо участвовали в общественных организациях, социальных акциях до поступления в вуз, либо совмещают обучение в вузе и работу в социальном учреждении. Большое место в содержании практики за рубежом отводится теоретической и личностной рефлексии будущих специалистов, работе в рамках супервизорства под руководством опытных практиков и преподавателей.

В ВГПУ решение задачи практико-ориентированной подготовки специалистов по социальной работе проводилась следующим образом:

Введение практикумов как формы занятий

Во-первых, введены практикумы, поддерживающие целый ряд учебных дисциплин в блоке общей профессиональной и специальной подготовки, всего 150 часов1 . Общий замысел этого вида подготовки видится в практическом овладении предметной составляющей профессиональной деятельности будущего специалиста, в возможности знакомства студентов с региональным опытом организации той или иной социальной поддержки населения в условиях посещения профильных учреждений. Тематические встречи с реальными представителями будущей профессии обогащают конкретным содержанием теоретический уровень знаний студентов, помогают им уточнить предмет своей будущей деятельности, усиливают их профессионально-позиционные установки.

Во-вторых, разработан практикум, представленный с 1-го по 6-й семестр курсом по выбору студентов "Практикум профессиональной подготовки", общим объемом аудиторных занятий 174 часа2. Цели курса связаны с практическим овладением субъектной составляющей профессиональной деятельности будущего специалиста; расширением ориентировки в картине внутреннего мира своего и социального работника-практика как носителя идеального опыта будущей профессии. Условием, реализующим личностную составляющую профессиональной подготовки будущего специалиста, является актуализация индивидуального и общекультурного опыта студентов в различных ситуациях оказания и принятия ими помощи. Механизмом, обеспечивающим профессиональное становление студента в этом виде практикума, являются как учебный диалог с квалифицированными социальными работниками-практиками, так и групповой, и внутренний диалоги, сфокусированные на рефлексии профессионально-личного продвижения в предмете практики.

Ожидаемый результат освоения данного курса связан с появлением у студентов, с одной стороны, готовности к профессиональному взаимодействию с клиентами разных социальных групп, с другой - рефлексивного отношения к себе как начинающему специалисту.

Реализация идей практикума нашла отражение в разработке рабочих тетрадей для студентов, обеспечивающих высокую самостоятельность в учебном процессе3.

Участие студентов в волонтерских социальных акциях

Широкое распространение в ВГПУ при подготовке социальных работников получили, с одной стороны, российские традиции благотворительности как вида духовной практики, с другой - современный зарубежный опыт образования, в частности система обучения на опыте общественных служб (Service-Leaning). В нашем вузе эти образовательные тенденции нашли свою реализацию в проведении социальных акций при организации целого ряда добровольных мероприятий (сбор одежды, обуви, игрушек среди студентов и преподавателей университета, их передача областным детским домам, детям-инвалидам города и др.). Совместно с Комитетом по делам семьи при Администрации Волгоградской области, с областным центром по профилактике и борьбе со СПИДом и другими инфекционными заболеваниями, областным центром социальной помощи семье и детям "Семья" на базе факультета психологии и социальной работы создан учебно-тренинговый центр подготовки социальных работников-волонтеров 4 . Уже несколько лет на факультете реализуется программа подготовки волонтеров "Молодые - молодым" для проведения профилактики СПИДа, наркозависимостей, заболеваний, передающихся половым путем. Студенты-волонтеры проводят профилактические мероприятия с самыми различными группами детей и молодежи, работают социальными вожатыми в профильных летних лагерях.

Большое место занимает кооперация студентов с общественными организациями региона. Совместно с общественной региональной организацией содействия семьям инвалидов они участвуют в социальной работе с детьми-инвалидами. В ноябре-декабре студенты I-II курсов традиционно участвуют в региональной акции "Чудо-елка", организаторами которой выступают Волгоградская ассоциация незрячих специалистов "Надежда" и Общество помощи детям им. Л. С. Выготского.

Построение обучения на опыте участия студентов в работе общественных служб позволяет усилить такие важные стороны подготовки специалиста социальной работы, как апробация опыта выполнения общественных обязанностей, связанного со становлением внутренней, нравственной позиции будущего специалиста; актуализация переживаний причастности к социально значимым процессам и общественным явлениям, способствующим формированию социальной и альтруистической мотивации, гражданской позиции будущего специалиста; формирование коммуникативной составляющей профессиональной компетентности в ситуациях межличностного взаимодействия с различными слоями и группами населения.

2. ОТБОР ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, РЕЛЕВАНТНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

Внедрение в учебный процесс коллективных форм учебной деятельности

Предметом теории и практики социальной работы в самом широком смысле выступает взаимодействие социума и конкретного человека. Именно социальные отношения человека в пространстве политической, экономической, демографической и психологической реальности представляют профессиональный фокус деятельности социального работника, решение которым различных профессиональных задач всегда связано с мобилизацией и усилением социального потенциала личности клиента (выражается в проявлении социального интереса, в социально ориентированном поведении и др.). В западном опыте подготовки специалистов преобладающее число занятий строится в рамках специально организованной групповой работы. Именно в групповом взаимодействии студенты имеют возможность проявлять и обсуждать социально-личностные чувства, социально-когнитивные установки, видеть и изучать феномены групповой динамики. Группа выступает, с одной стороны, условием построения предмета учебной деятельности, социального по своей специфике, с другой - средством формирования профессионально значимых (социальных) качеств личности. Широкое распространение в подготовке специалистов помогающих профессий имеют тренинговые формы обучения, позволяющие использовать непосредственную и опосредованную (например, видеотехникой) обратную связь, проведение многодневных семинаров в нетипичной обстановке (например, в Нидерландском опыте - многодневное морское путешествие), где в сжатые сроки студенты имеют возможность построить и отрефлексировать коллективную деятельность, пережить коллективные чувства. Особая роль в групповом взаимодействии отводится преподавателю. В условиях групповой формы работы он берет на себя роль тьютора, супервизора. Студенты в присутствии преподавателя и при его минимальной дозированной поддержке сами организуют и регулируют учебный процесс, поочередно осваивая роли ведущего, секретаря, рядового участника учебной дискуссии в ходе обучения, основанного на анализе проблемы (широко представленный в Европе опыт проблемно-ориентированного обучения)5.

В учебном плане подготовки специалиста нашего вуза включены собственно тренинговые курсы - "Тренинг коммуникативных умений", "Тренинг письменного общения", "Психодрама" и др.6

Новые курсы "Введение в специальность" (региональный компонент образовательного стандарта) и "Практикум профессиональной подготовки" (курс по выбору студентов в блоке дисциплин общей профессиональной подготовки) целиком построены на использовании групповых технологий обучения. Методы активного социально-психологического обучения (АСПО) находят место и на традиционных семинарских и практических занятиях, где апробируются различные виды управляемых студентами дискуссий, игровое моделирование; имеет место такой этап занятия, как шеринг - обсуждение и разделение членами учебной группы мнений и чувств по поводу достижений и трудностей их профессионально-личностного роста.

В курсах специализации разрабатываются и реализуются сценарии коллективно распределенной деятельности студентов при планировании и организации социальных акций и проектов, имеющих в качестве своего предмета творческую направленность.
Широкое внедрение коллективных форм учебной деятельности приводит к росту социальной активности студентов, ответственной позиции в обучении, позволяет добиться высокого уровня присвоения профессионального знания и значительно расширить репертуар коммуникативных умений.

Метод проектов

Проектирование как метод широко представлено за рубежом в профессиональной подготовке специалиста социальной работы. Под проектным понимается тип обучения, для которого характерно включение студентов в той или иной форме в реальную социально-проектную деятельность, в процессе которой достигаются как практические, так и учебные цели. Проект выступает основой организации учебного процесса.

Метод проектов способствует реальной интеграции, с одной стороны, теории и практики социальной работы, с другой - содержания отдельных дисциплин профессиональной подготовки социальных работников, что актуализирует потребность внутридисциплинарного и междисциплинарного сотрудничества преподавателей. Создание проекта предполагает групповую работу студентов. Анализ реальной проблемы, конструирование возможных шагов, практических действий осуществляются в тесном взаимодействии с другими студентами, преподавателями, профессиональными социальными работниками, представителями целевых групп (детьми, молодежью, инвалидами и т. д.). Проектное обучение ориентировано на технологическую подготовку специалиста. В процессе разработки и реализации конкретного проекта в конкретном практическом поле студент овладевает обобщенной технологией решения социальной проблемы, знание и владение которой он может использовать в различных профессиональных полях при решении различных социальных проблем.

Участие в проектной деятельности актуализирует и обогащает личностный опыт студента; предполагает и стимулирует его самостоятельную работу; обеспечивает реальное участие в конкретной социальной практической деятельности.
В профессиональной подготовке социальных работников в ВГПУ в рамках учебного курса "Социальное проектирование и прогнозирование" осуществляется целенаправленная подготовка студентов к социальной проектной деятельности7. Организационной формой проведения занятий является разработка социального проекта, которая осуществляется индивидуально или в группе в учебных целях; в рамках курсового и дипломного исследования. Разработка социального проекта в учебном процессе происходит с ориентацией на конкретный запрос социальных учреждений, общественных организаций.

3. ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

Знакомство с опытом подготовки специалистов в Дании и Нидерландах позволило обнаружить большие возможности творческой специализации социальных работников и социальных педагогов. Наибольшее впечатление произвели творческие социальные проекты, подготовленные студентами и преподавателями высших учебных заведений - масштабом пространства (общегородской фестиваль в Орхусе, Дания), масштабом времени (недельная продолжительность праздника), уровнем профессионализма организаторов и исполнителей, охватом различных категорий населения (инвалидов, многодетных семей, молодежи, пожилых людей). Основательная материальная база (инструменты, оборудование), социальный запрос на творческие специализации, организация учебного процесса как подготовки к реализации культурного проекта - все это позволило начать в ВГПУ освоение новой специализации "Художественно-творческие технологии в социальной работе"8. Создана система программного и методического обеспечения преподавания креативных дисциплин, связанных с такими видами творчества, как театрализация, музыкальная и изобразительная деятельность, имеющими значительный потенциал профессионально-личностного развития студентов.
В рамках этой специализации занял достойное место и метод проектов. Студенты выпускного курса в ходе учебного предмета специализации "Технологии социально-культурного проектирования" разрабатывают и проводят культурные проекты для социальных учреждений различного профиля, что позволяет решать социально значимые задачи районного и городского уровней.

В октябре 2002 г. на базе факультета был открыт специализированный учебный Центр художественно-творческих технологий в социальной работе, материальная база которого приобретена на средства проекта "Темпус".

Развитие специализации нашло свое отражение как на региональном, так и международном уровнях. В декабре 2002 г. был проведен международный семинар "Художественно-творческие технологии в социальной работе с инвалидами: проблемы подготовки специалистов", в работе которого приняли участие специалисты из Дании и практические социальные работники Волгоградского региона. Студенты, практические работники социальных служб имели возможность познакомиться с рок-группой "Попкорн" из Дании, участники которой инвалиды. Встречи с исполнителями, с музыкальным консультантом округа Орхус Брайном Лэри продемонстрировали профессиональному сообществу социальных работников и социальных педагогов уникальные возможности социальной адаптации и реабилитации средствами музыкальной деятельности.

4. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Построение ориентировочно-целевого блока деятельности студентов

Знакомство с учебными планами и организацией подготовки специалистов в Университете профессионального образования Арнема - Наймегена позволило увидеть альтернативные подходы к созданию учебного плана, основанные на процессах либо обучения, либо учения. В первом случае центром обсуждения и планирования выступали действия преподавателя, во втором - студента. В рамках рабочей встречи зарубежных и российских коллег (Волгоград, июнь 1998 г.) были сформулированы требования к построению целей освоения каждой учебной дисциплины с позиций растущей профессиональной компетентности студента. Помимо традиционных учебных целей, связанных с освоением предметного и операционально-технического содержания дисциплины, были сформулированы цели, репрезентирующие субъектную составляющую обучения, в частности его ценностно-смысловое содержание. Последняя группа целей определяла становление профессиональной мотивации студента и рефлексивной позиции в отношении его профессионального роста. Таким образом, каждая учебная дисциплина была представлена студенту с четырех целевых позиций освоения:

  • ценностно-смысловой (мотивационно-ориентировочный компонент);
  • предметно-содержательной компетентности;
  • предметно-операциональной компетентности;
  • профессионально-личностного роста (рефлексивная позиция, мера присвоения содержания знаний учебной дисциплины).

Преподавателями кафедры были подготовлены материалы, в частности "Информационный пакет" для студентов каждого курса, ориентирующие в учебном плане, а также помогающие представить логику освоения учебных дисциплин данного года обучения. Каждый изучаемый предмет был заявлен следующими рубриками: "Индекс и название дисциплины учебного плана", "Трудоемкость курса", "Виды отчетности", "Цели обучения", "Содержание курса", "Начальный уровень подготовки, необходимый для изучения дисциплины", "Формы, методы и средства обучения", "Основные учебники, учебные пособия и монографии, необходимые для изучения дисциплины", "Методические пособия кафедры", "Требования к аттестации по данной дисциплине", "Взаимосвязь с другими учебными предметами".

Такая информация позволила студентам реально планировать самостоятельную работу, видеть перспективы своего продвижения в предметной области, рационально использовать аудиторное и внеаудиторное учебное время. Данное направление работы за счет создания "прозрачности" учебных планов реально способствовало повышению роли самого студента в становлении его как профессионала.

Мониторинг качества образовательного процесса в профессиональной подготовке специалиста

Важным требованием организации современного высшего образования как за рубежом, так и в России является создание системы поддержки качества профессиональной подготовки специалиста. В рамках факультета психологии и социальной работы ВГПУ предпринята попытка создания такой системы9

С помощью интеграции зарубежного опыта и основных тенденций развития высшего образования в России были определены основные конституирующие положения. Прежде всего, при определении качества подготовки рассматриваются позиции всех заинтересованных сторон, для экспертизы различных аспектов образовательного процесса привлекаются студенты, преподаватели, администрация вуза, учебно-вспомогательный персонал, работодатели и работающие специалисты и т. д.

Процесс реализации системы обеспечения качества носит систематичный и цикличный характер, включает этапы целеполагания, собственно оценивания, анализа и обсуждения результатов оценивания, принятие решения и их реализации, постановки задач нового цикла работы.

К настоящему времени создан инструментарий оценки качества, апробированы формы проведения мониторинга (письменный опрос, фокус-группа), в соответствии с графиком проведения мероприятий строится работа мониторинга в течение учебного года. Важным звеном системы повышения качества является обсуждение результатов, которое проводится на заседаниях кафедр факультета, совета факультета, собраниях студентов.

 


1 Содержание программ практикумов в рамках учебных курсов разрабатывалось доцентами С.Б. Думовым, Г.Г. Бородаевой, И.В. Жулановой и ст. преподавателем Э.П. Шитовой.

2 Содержание программ практикумов профессиональной подготовки для студентов разных курсов разрабатывалось профессором Т.Ю. Андрущенко, доцентами И.В. Жулановой и Н.Р. Милютиной, ассистентами Н.А. Живолуповой, О.В.Кравцовой, В.В. Носюр.

3 См.: Милютина Н.Р. "Рабочая тетрадь к практикуму профессиональной подготовки "Творчество в профессии специалиста по социальной работе" для студентов III курса".

4 Кураторы программ подготовки волонтеров - ст. преподаватель А.Ф. Блинов, доцент А.В. Калачев; активно создают условия для участия студентов в волонтерских акциях в рамках учебных курсов доценты И.В. Жуланова и Н.Р. Милютина, ассистенты Н.А. Живолупова, В.В. Носюр, Е.В. Ульянова.

5 См.: Кравцова О.В. использование проблемных ситуаций в формировании практических умений будущих социальных работников // Международное сотрудничество в области подготовки социальных работников: новые учебные планы и программы: Тез. И материалы междунар. симпозиума. Вып. 3 Волгоград: Перемена, 2000. С. 140 - 143.

6 Программы курсов разработаны доцентом Л.В. Бондаревой и ст. преподавателем В.П. Кисляковым.

7 Программа курса разработана ст. преподавателем Э.П.Шитовой. О внедрении проектного метода см.: Шитова Э.П. Возможности проектного обучения в профессиональной подготовке социальных работников // Международное сотрудничество в области подготовки социальных работников: новые учебные планы и программы: Тез. И материалы междунар. симпозиума. Вып. 3 Волгоград: Перемена, 2000. С. 171 - 175.


8 Программно-методическое обеспечение курсов специализации разрабатывают доценты В.В.Бондарева и Н.Р.Милютина, ассистенты Н.А.Живолупова, О.А. Кузченко, Е.В.Ульянова.


9 Поддержка качества подготовки специалистов разработана и внедряется доцентами А.Г. Крицким и О.П. Меркуловой, ассистентом Н.И. Ивушкиной. Подробнее см.: Клычева Е.В., Меркулова О.П. Обеспечение качества образовательного процесса на факультете психологии и социальной работы ВГПУ // Международное сотрудничество в области подготовки социальных работников: новые учебные планы и программы: Тез. И материалы междунар. симпозиума Вып. 3 Волгоград: Перемена, 2000. - 67 - 69 с.


*Подготовка специалиста по социальной работе: диссеминация опыта международного сотрудничества: Сб. науч. статей / Под ред. Т.Ю.Андрущенко, Н.Б.Шмелевой, Е.Р.Ярской-Смирновой. - Волгоград: Перемена, 2004. С. 10-23.

**АНДРУЩЕНКО Татьяна Юрьевна - канд. психол. наук, проф. каф. психологии образования и развития, декан фак. психологии и соц. работы ВГПУ;
e-mail:tandr@vspu.ru


 
 

С вопросами и предложениями, касающимися оформления
и содержания сайта обращайтесь по адресу:psy@vspu.ru
Сайт разработан
Лабораторией коммуникативно ориентированных компьютерных образовательных систем
Copyright © 2004-2005 Дизайн и программирование: М.Ю. Щербинин