ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

   

 

 
     
  НОВОСТИ
  О ФАКУЛЬТЕТЕ
 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

 

НАУКА

  СТУДЕНЧЕСТВО
 

ИНФОРМАЦИЯ

  [...ПУБЛИКАЦИИ...]  

 

МЕТОД РАБОТЫ С СЕТЬЮ КОНТАКТОВ СЕМЬИ В ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ
*Н.А. Живолупова, А.С. Шубина

В современной России все больше внимания со стороны общества и государства уделяется решению социальных проблем и, следовательно, повышается значимость специа-листов так называемых помогающих профессий. В подобных условиях специалисты данной сферы особенно нуждаются в надежном и эффективном инструментарии, который позволил бы им оказывать социальные услуги высокого качества. В связи с этим, одной из важнейших задач высшей профессиональной подготовки специалистов помогающих профессий – овладение ими профессиональными умениями, методами, техниками работы, востребованными запросами практики.

В рамках проекта «Реализация комплексного подхода в социальной работе с семьями и детьми» (фаза распространения опыта 2005 – 2009 год) группа из трех преподавателей факультета психологии и социальной работы Волгоградского государственного педагогического университета прошла курс обучения методу работы с сетью социальных контактов. Уже с 2006 года преподаватели принимают участие в проведении сетевых встреч как в ро-ли ведущих, так и участников рефлексивной группы. Данный опыт позволяет нам говорить о возможности внедрения содержания данного метода в обучение будущих специалистов-психологов и специалистов социальной работы.

Освоение содержания метода работы с сетью социальных контактов позволило бы выпускникам ВУЗа в будущем успешно включаться в профессиональное сообщество, владея востребованным и уже применяемым в большинстве учреждений региона методом. Кроме того, овладение методом способствует реализации специалистами новой модели работы с семьей и детьми, в основу которой положен принцип предотвращения семейного неблагополучия. В данной модели основой является решение проблем семьи вместе с ней, а не вместо нее.

Внедрение содержания метода работы с сетью социальных контактов в обучение специалистов помогающих профессий в ВГПУ может быть реализовано в двух направлениях:
• внедрение содержания метода в отдельные учебные курсы;
• создание отдельного курса по выбору «Психосоциальная сетевая работа с семьей и ребенком».

Внедрение содержания метода в отдельные учебные курсы несет определенные преимущества. С одной стороны, возможно общее ознакомление с методом всех студентов, а не только небольшой группы. С другой стороны, это может стать подготовительным и мотивирующим этапом для той части студентов, которые впоследствии будут посещать курс по выбору. Данный этап представляется нам чрезвычайно важным, поскольку дальнейшее участие в занятиях возможно только на основании содержательной мотивации.

Можно сказать, что данный этап большей частью уже реализован нами в рамках учебных занятий у студентов четвертых и пятых курсов специальностей «Педагогика и психология», «Психология» («Основы психологии семьи и семейного консультирования») и «Социальная работа» («Семьеведение», «Социальная работа в сфере семейно-брачных отношений»). Содержание данного этапа внедрения отражено на рис. 1 (Приложение 1).

На лекционных и семинарских занятиях нами рассматриваются основные идеи системного и социально-экологического подходов, являющиеся теоретической основой метода работы с сетью социальных контактов. На наш взгляд, данный компонент необходим для понимания студентами сущности метода, механизмов его действия. Каждый специалист, использующий в своей деятельности данный метод, должен видеть его место в собственной системе теоретических знаний, понимать взаимосвязи и взаимовлияние западных и отечественных подходов и анализировать преемственность теоретических идей и их практического воплощения.

Одним из основных блоков, включенных в овладение технологией сетевой работы, является освоение диагностического инструментария. В рамках традиционных курсов «Психология развития и возрастная психология» и «Возрастная психология» студенты соответственно специальностей «Психология» и «Педагогика и психология» рассматривают диагностическую пробу «Мой круг общения» (Т.Ю. Андрущенко) направленную на исследование социальной ситуации развития ребенка. По содержанию и форме эта методика достаточно близка к карте социальных связей. Студенты специальности «Социальная работа» в курсе «Семьеведение» знакомятся с методикой «Генограмма», которая, в свою очередь, близка используемому при подготовке сетевых встреч «Семейному дереву». Таким образом, возникает возможность рассматривать и анализировать карту социальных связей и «Семейное дерево» с опорой на уже имеющиеся у студентов знания вышеуказанных методик. Соответственно, возникает задача сопоставления этих методик, выявления специфики их использования. Так, методика «Семейное дерево» кажется нам более доступной для будущих специалистов в силу вариативной формы организации взаимодействия с клиентом, чем достаточно жестко формализованный метод «Генограмма».

На практических занятиях нами рассматривается карта социальных связей и отдельные ее разновидности (в силу ограничения времени, более подробно рассмотрен основной вариант карты). Обсуждаются структура карты, сектора, условные обозначения, особенности процедуры заполнения и дальнейший анализ уже заполненной карты. Студентам предоставляется возможность заполнять свои карты, анализировать предложенные преподавателем карты реальных клиентов. В ходе занятий обсуждаются особенности ведения протокола специалистом, заполняющим карту с ребенком. Совместно с картой социальных связей, как взаимодополняющий диагностический инструмент, рассматривается «семейное дерево» конкретного ребенка.

Кроме того, на занятиях нами обзорно проводилось знакомство студентов с содержанием и спецификой метода и опытом его внедрения в учреждения Волгоградской области. В будущем, нам представляется целесообразным непосредственное приглашение на занятия специалистов социальных учреждений, каждое из которых уже особым образом «встроило» этот метод в свою работу. Необходимо отметить, что в рамках традиционных курсов нет возможности осваивать сам метод и отрабатывать отдельные умения, необходимые как ведущим встречи, так и участникам группы рефлексии, так как решение этих задач требует значительного количества времени.

Также нами была подготовлена группа студентов специальности «Психология», которые могут участвовать в проведении сетевых встреч в роли членов рефлексивной группы. Совместно со специалистами социально-реабилитационных центров г. Волгограда эти студенты принимали участие в проведении реальных сетевых встреч.

Основываясь на нашем опыте ознакомления студентов с основами методики сетевой работы, мы можем говорить о том, что пройденный этап, хотя и не позволяет студентам использовать все возможности метода и применять его в работе, в то же время обеспечивает необходимую для будущих специалистов информационную базу о новых методах работы, уже освоенных учреждениями региона. Данная информация способствует пробуждению у студентов активного интереса к методу и вызывает множество вопросов о возможностях специализированного обучения. Это и позволяет предполагать, что пройденный этап работы можно считать мотивирующим к новому продвинутому уровню обучения.

Вторым возможным направлением внедрения содержания метода работы с сетью социальных контактов в обучение специалистов помогающих профессий в ВГПУ является создание факультатива (см. рис. 2. Приложение 1). В данном случае этот вариант имеет определенные преимущества, так как позволяет создать интегрированную учебную группу, включающую студентов как специальностей «Педагогика и психология» и «Психология», так и специальности «Социальная работа». В этом случае участники группы получат учебный опыт взаимодействия с будущими коллегами на основе профессионально важного содержания деятельности.

Нам кажется важным взаимодействие студентов именно будущих смежных специалистов специальностей «Психология» и «Социальная работа», так как в этих условиях интеграции появляется возможность видения несовпадающих точек зрения на одни и те же проблемы. При этом студенты понимают свое место как специалиста, когда более широкое социальное расследование ситуации, проводимое в рамках социальной работы, дополняется глубинным анализом, проводимым психологом.

В 2007 – 2008 учебном году планируется введение факультатива «Психосоциальная сетевая работа с семьей и ребенком» (Приложение 2) с интегрированной группой, состоящей из студентов пятого года обучения обеих специальностей. Нам кажется обоснованным решение приглашать к участию в обучении студентов старших курсов, так как они уже имеют необходимую базу знаний и практических умений. Предполагаемая группа будет состоять из 15 человек. Курс подразумевает формирование постоянных по составу команд. При этом гораздо эффективнее, на наш взгляд, создавать интегрированные по составу команды, и для этого первые занятия оправданно посвятить командообразованию и сплочению как команд, так и группы в целом. Курс планируется построить по модульному принципу, что должно обеспечить длительные перерывы между встречами, необходимые для «проживания» пройденного содержания и выполнения командных домашних заданий.

В качестве основных видов учебной работы, на наш взгляд, целесообразно применение различных активных форм обучения. В учебном процессе планируется применение различных модификаций деловых игр: имитационных, ролевых, делового театра, психо- и социодрамы и пр. Они предназначены для развития творческого мышления, формирования практических навыков и умений, выработки индивидуального стиля общения и поведения при коллективном решении задач. Профессиональная игра, как модификация деловой игры – это в определенном смысле репетиция элементов будущей профессиональной деятельности студента. Студент, проигрывает свою будущую деятельность в аудиторных условиях, приучается учитывать совокупность реальных сил, обстановку, интересы отдельных лиц, зримо представлять себе реальные функции в различных ситуациях.

Немаловажным средством на данном этапе является – метод инсценировки. В этих играх разыгрывается какая-либо ситуация, поведение студентов в определенной обстановке. Студенты должны суметь перевоплотиться в образ специалиста социальной работы, понять специфику его деятельности, профессиональную психологию, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача данного метода – научить студентов ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к мерам принуждения. Для метода инсценировки составляется сценарий (модельпьеса), в котором описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи[1] .

В процессе освоения курса актуальным может стать применение одного из базовых в мировой практике обучения социальной работы дидактического метода – «case-study» или «работа со случаем», который определяется нами в рамках данного этапа как одно из ведущих дидактических средств. Это способ обучения специалистов социальной работы, в ходе которого обсуждается реальная ситуация из практики или конкретное дело клиента («case»). Главная ценность данного метода состоит в том, что он дает студентам возможность обсуждать реальную ситуацию из практики социальной работы [2].

Обсуждение в ходе учебных занятий дел клиентов значимо для студентов, т.к. позволяет без прямого участия проникать в суть конфиденциального процесса, которым является индивидуальная социальная работа. Это обусловлено тем, что включение стороннего наблюдателя – студента в процесс взаимодействия специалиста и клиента является нежелательным.

В процессе командного обсуждения на занятиях может быть использован метод мозгового штурма. Мозговой штурм способствует активизации групповой творческой деятельности, проходит в несколько этапов: 1) формулирование задачи; 2) выдвижение идей; 3) экспертная оценка выдвинутых идей.

Основные тематические блоки, запланированные в содержании курса, отражены на рис. 2 (Приложение 1). Несмотря на то, что студенты обеих специальностей уже знакомы с основными идеями системного подхода, в рамках факультативного курса имеет смысл еще раз более глубоко обсудить некоторые аспекты данного подхода. Данное обсуждение может обогатить понимание студентами теоретической базы метода через видение той же проблематики их студентами смежной профессии.

Итогом работы в рамках теоретического модуля курса может стать построение командами карт, схем основных понятий подхода и отражение их взаимосвязей, обобщенное отображение развития подхода через обзор персоналий и т. п.

Следующим этапом обучения может стать более тщательная работа с диагностическим инструментарием (сетевыми картами и семейным деревом). Возможна отработка самой процедуры заполнения карты с детьми разных возрастов, тщательное обсуждение всех видов карт и их диагностических возможностей, заполнение карт в командах. Особое внимание стоит уделить анализу карт различных видов, развитию умений «вычерпывать» из карты всю доступную информацию. На данном этапе уместны как общегрупповые формы работы, так и работа внутри команд. Очень полезным может быть проигрывание ситуации заполнения карт и обсуждение возникших трудностей.

В итоге освоения данного раздела студентам предлагается задание заполнить несколько видов карт (либо карты и семейного дерева) с ребенком и провести их полный анализ.

Основной объем времени в рамках факультативного курса планируется отвести на обучение непосредственно подготовке проведения сетевых встреч. Практическим занятиям предшествует обсуждение некоторых принципиальных базовых положений (как, например, «спираль встречи»), после чего значительное количество часов должно быть уделено отработке конкретных практических умений внутри отдельных фаз. Каждый освоенный элемент теории необходимо соотносить с практической отработкой в упражнениях, моделированием ситуаций и т. д.

Нам кажется очень важным программный модуль по подготовке студентов к работе в роли координаторов встречи. В рамках освоения этого содержания возможно более тщательное обучение составлению приглашений, проведению мотивационной беседы с различными категориями участников встречи. Важно обсудить вопросы отбора и подготовки помещений, специфику взаимодействия с представителями различных ведомств.

Отдельной задачей в процессе обучения является подготовка участников группы к работе в группе рефлексии. Мы полагаем, что этому должно быть посвящено достаточное количество времени и упражнений, не обязательно выделенных в отдельный блок. Прежде всего, обучающимся важно усвоить основные принципы и задачи работы рефлексивной группы и отработать возможные способы формирования команды.

Наиболее сложным этапом обучения нам кажется моделирование сетевой встречи. Для проигрывания подобных встреч участникам необходимо «заготовить» случаи, на основе которых будет строиться работа. В процессе моделирования встречи участники группы занимают одну из следующих ролей: ведущий встречи, участник группы рефлексии, эксперт, участник встречи. Важно, чтобы в процессе обучения студенты получили опыт «проживания» каждой из этих ролей. Эксперты в данном случае играют роль интервизора, анализируя действия ведущих и рефлексивной группы: удачные моменты встречи, допущенные ошибки и т. п. На этом этапе важно отрабатывать различные виды вопросов, которые могут задавать ведущие во время встречи, проведения интервью. Обязательным является также овладение способами сплочения команды ведущих и обсуждение путей профилактики синдрома профессионального выгорания.

Основные трудности в подготовке студентов, как ведущих встречи, мы видим в отсутствии у них возможности участия в роли ведущих в реальной встрече. Кроме того, созданные команды функциональны только на период прохождения данного курса по выбору и в дальнейшем вряд ли будут существовать в этом составе. Тем не менее, мы видим возможность отработки навыков работы в команде и считаем, что студенты, прошедшие данный курс, будут способны включиться в новую команду (или создать ее) на реальном рабочем месте.

В дальнейшем студенты, выходя на практику в социальные учреждения, могут участвовать в подготовке сетевых встреч, помогать в проведении диагностической части, присутствовать на реальных встречах в группе рефлексии.

Итоговая форма контроля представляет собой отчет об участии студента в подготовке к реальной встрече либо об участии во встрече в составе группы рефлексии. Также по окончании обучения участникам курса необходимо сдать зачет, включающий в себя как теоретический блок вопросов, так и анализ практических ситуаций, возникающих на различных этапах проведения встречи.

Перспективы внедрения идей проекта в обучение специалистов помогающих профессий мы видим в следующем:
• включение наиболее активных студентов, прошедших курс по выбору, в работу социальных учреждений в качестве волонтеров, что даст им возможность в дальнейшем «пробовать» себя в роли ведущего;
• преобразование курса в самостоятельный образовательный модуль (в связи с вхождением России в Болонский процесс);
• возможность создания дополнительных курсов на основе преемственных методов, рассматриваемых в других частях проекта.  

Приложение 1.

Рис. 1. Схема внедрения метода в отдельные учебные курсы (вернуться к тексту)

Рис. 2. Структура курса по выбору «Психосоциальная сетевая работа с семьей и ребенком» (вернуться к тексту)

Приложение 2

Планы лабораторно-практических занятий по дисциплине
«Психосоциальная сетевая работа с семьей и ребенком »

Тема 1. Организационно-подготовительный этап сетевой работы:
командообразование специалистов

Категории «группа», «команда». Условия создания команды сетевых терапевтов в учреждениях социальной защиты населения. Формы взаимодействия и распределение обязанностей в команде сетевых терапевтов. Критерии подбора нового члена команды сетевых терапевтов.

Задачи:

  • Рассмотреть командообразующие технологии.
  • Усвоить правила работы команды сетевых терапевтов.

План:

  1. Диагностика ресурсного потенциала специалистов – будущих сетевых терапевтов (упражнение «Ассоциативные ряды», методика «Незаконченные предложения», дискуссия).
  2. Формирование «учебных команд» (игры на знакомство и сплочение).
  3. Составление плана-проекта условий взаимодействия команды сетевых терапевтов (работа в микрогруппах).
  4. Выводы. Рефлексия.

Задания для самостоятельной работы:
•  Пользуясь рекомендованной литературой, изучить и описать технологии командообразования.
•  Составить методическую копилку игр на командообразования (ритуалы знакомства и прощания, игры на сплочение, игры-разминки).
•  Провести в микрогруппах (командах) 3-4 беседы, направленные на выявление психоэмоционального состояния каждого участника.

Тема. 2. Общая теория семейных систем

Портрет современной семьи в России и за рубежом. Системно-ориентированные технологии социальной работы. Социально-экологический подход: микросистема, мезосистема, экзосистема, макросистема. Контакты между сетью личных контактов и миром системы (рисунок-схема «Воздушный шар»)

«Проблемные» и ресурсные установки будущего специалиста на деятельность с семьей и ребенком. Вектор развития психосоциальной работы с семьей (на примере Волгоградского региона).

Задачи:
•  Рассмотреть семью как систему.
•  Изучить системно-ориентированные технологии работы с семьей и ребенком.

План:

  1. Анализ современных семейных отношений в России и за рубежом (дискуссия, мозговой штурм).
  2. Рассмотрение системно-ориентированных технологий психосоциальной работы с семьей.
  3. Составление таблицы-схемы или рисунка-схемы «Контакты между сетью личных контактов и миром системы».
  4. Обсуждение установок будущего специалиста на деятельность с семьей: «проблемные» и ресурсные (ролевая игра, метод инсценировки).
  5. Определение вектора развития социальной работы с семьей (панельная дискуссия).
  6. Рефлексия. Выводы.

Задания к занятию:

•  Дать характеристику современного состояния семьи с использованием художественно-творческих приемов (коллаж, рисунок, бумагопластика и пр.).

•  Охарактеризовать особенности базовых учреждений социальной защиты населения Волгоградской области, использующих в практике сетевой метод работы.

Тема 3. Сетевые карты и анализ социального окружения

Сетевая карта: общая характеристика, сектора, изображение объектов, правила заполнения. Процесс анализа сетевой карты. Сетевая карта и таблица сведений о ребенке: процесс заполнения. Виды сетевых карт: карта пожеланий биографическая, карта будущего, биографическая, географическая, историческая и гипотетическая карта.

Задачи:

•  Рассмотреть сетевую карту как метод диагностики в психосоциальной работе с семьей.
•  Изучить особенности организации работы с различными видами сетевых карт.
•  Освоить приемы работы с сетевой картой.

План:

•  Информация о сетевой карте (презентация).
•  Составление сетевых карт (работа в парах в форме ролевой игры)
•  Рассмотрение видов сетевых карт.
•  Технология анализа сетевых карт (метод « case - study »).
•  Ознакомление с диагностическим инструментарием «Семейное дерево».
•  Выводы. Рефлексия.

Задания для самостоятельной работы студента:
•  Провести индивидуальную диагностическую работу с использованием сетевых карт.
•  Подготовить письменный анализ сетевой карты.

Тема 4. Сетевые встречи

Критерии и показатели проведения сетевой встречи. Спираль развития сетевой встречи: характеристика фаз. Команда сетевых терапевтов: состав, роли, процесс командообразования. Подготовка сетевой встречи: приглашение на встречу; баланс участников; мобилизация участников. Условие присутствия детей на сетевой встрече. Характеристика места и условий проведения сетевой встречи. Деятельность специалистов после сетевой встречи. Ожидаемый результат от сетевой встречи.

Задачи:
•  Познакомиться с общей характеристикой технологии проведения сетевой встречи.
•  Освоить содержание и приемы организационно-подготовительной работы к сетевой встрече.

План:
•  Анализ условий проведения сетевой встречи (игра «Ошибочные суждения»).
•  Составление спирали развития сетевой встречи.
•  Рассмотрение организационных особенностей проведения сетевой встречи.
•  Моделирование сетевой встречи.
•  Выводы. Рефлексия.

Задания для самостоятельной работы студентов:
•  Составить три варианта приглашений на сетевую встречу.
•  Описать с позиции координатора 5 возможных проблемных ситуаций на этапе подготовки сетевой встречи.

Тема 5. Рефлексия в сетевом процессе

Понятие рефлексии. Рефлексия в сетевом процессе. Рефлексия участников и ведущих встречи. Группа рефлексии: характеристика, основные задачи, модели поведения.

Задачи:
•  Изучить особенности рефлексивного компонента в сетевом процессе.
•  Освоить модели поведения специалистов в группе рефлексии.

План:
• 1. Рассмотрение категории «рефлексия».
• 2. Определение возможных вариантов рефлексии в процессе сетевой встречи.
• 3. Составление плана-схемы создания и функционирования команды рефлексии (работа в парах, деловой театр).
• 4. Выводы. Рефлексия.

Задания для самостоятельной работы студентов:
•  Описать личный опыт участия в группе рефлексии.

При составлении лабораторно-практических занятий были использованы материалы обучающих семинаров «Работа с сетью социальных контактов» 2005-2006 гг.(тренеры-супервизоры Г.Н. Королева, Н.В.   Сорокина)

Литература

1. Испулова, С. Н. Формы организации процесса обучения студентов индивидуальной социальной работе /С. Н. Испулова // Новые инициативы в образовании и практике социальной работы: диалог российских и европейских университетов : материалы междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 26 – 28 сент. 2004 г . /под общ. ред. А. В. Старшиновой. Екатеринбург, 2004. С. 75 – 77.

2. Целых, М. П. Становление социальной работы и профессионального образования социальных работников в США: историко-педагогический аспект: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08 /М.П. Целых. Ростов-н/Д., 2006.

Copyright © 2007 Живолупова Н.А., Шубина А.С. Метод работы с сетью социальных контактов семьи в психосоциальной подготовке будущих специалистов помогающих профессий // Диссеминация инновационных подходов и методов работы с семьей в социальном образовании: программы, технологии, практика. Сб. науч. ст. и метод. материалов / под ред. Проф. Т.Ю. Андрущенко, проф. В.С. Торохтия. – Волгоград: ООО РА «Фортесс», 2007. – 128 с. – С. 58 – 71  

 

 

С вопросами и предложениями, касающимися оформления
и содержания сайта обращайтесь по адресу: psy@vspu.ru
Сайт разработан
Лабораторией коммуникативно ориентированных компьютерных образовательных систем
Copyright © 2004-2006 Дизайн и программирование: М.Ю. Щербинин
                © 2006          Дизайн и программирование: А.Г. Крицкий

Последнее изменение - 24.11.2009